симфония До мажор, ор. 60 (1941), «Ленинградская»

- написана в 1941 году. Начата в блокадном Ленинграде, закончена в эвакуации в Куйбышеве (другая версия – 1 ч.начата до войны, в 1940 г.). Партитуре предпослано посвящение: «Посвящается городу Ленинграду». Шостакович дал и программное пояснение симфонии.

Впервые исполнена в Куйбышеве 5 марта 1942 г., 29 марта – в Москве.

Сложный жанр: сочетаются эпос, драма, трагедия, лирико-филос.начало, острота переживаний и размышлений, публицистика, плакатная изобразительность и гротеск. Конфликт возникает как бы извне, в отличие от 5 сф. Характерно смещение смысловых пластов, близкое к технике монтажа в кинодраматургии.

Сталкиваются 2 характерных для Шостаковича начала: позитивные образы мира, добра, созидания, гум.пафоса и зло, негативные образы, несущие в себе катастроф.начало. Они показаны средствами гротеска, муз.плаката. Их воплощение близко к традициям Мус.

Масштабный 4-ч.цикл. 1 часть (До мажор) – основа развития. Как в большинстве симфоний Шостаковича, здесь разворачиваются основные «события». 1 часть имеет и масштабный перевес над остальными частями. Сон.форма, в которой выступают 2 образные сферы, условно их можно назвать сферами войны и мира. Эти антитезы показаны в противопоставлении эксп.и разработки.

2 часть – Allegretto – си минор, - лирико-психологическое скерцо с большой ролью негативно-гротескных образов. Сл.3-ч.форма.

3 часть – просветленное возвышенное Adagio – cis-moll локрийский. В этой медл.части сочетаются лирика и героика, высота нравств.идеалов и действенная активная героика. Сл.3-ч.с чертами рондо.

Финал – до минор-До мажор – переплетение драмы и героики. Сл. 3-ч.ф., пронизанная сквозным тем.развитием (1-ый финал,нап.не в сон.ф.).

Часть

Противопоставление сфер жизни и зла дано очень остро. Экспозиция – образы созидания, мира, разр. – персонифицированный образ нашествия. Т.о., конфликт возникает не внутри эксп..а между всей эксп.и разр. Их образы несовместимы, как война и мир в жизни.

Экспозиция масштабна, многоэлементна. Жанровая основа ГП и ПП создает особый тип контраста при образном единстве (картина мира). Маршевость ГП и песенность ПП соотносятся как 2 стороны жизни человека – активное созидание и покой.

ГП – волевая, энергичная, сурово-торжественная. Унисонное изложение у струнных придает ей особую упругость. Складывается из 4-5 инт. (между I, II, V ступ.) – основа тематизма симфонии. IV# ступень в мелодии придает теме подчеркнуто мажорное звучание,– это лидийский, обостренный мажор.

3-ч.ф. с развив.сер.и сокращ.репризой выстраивается в единую линию развертывания. В его процессе появл.новые мотивы. В середине (ц.3, 6-7 тт., стр.9) появл.мотив из темы нашествия.

ПП – Соль мажор – образ покоя, тишины, возвышенной красоты. Рондальное строение авасв основано на сочетании 3 тем. Осн.тема (ц.6)– лирико-эпич.характера. это песня-колыбельная

Разработка – ц.19. состоит из 2 разд. 1-й - эп.нашествия=эпизод в разработке. 2-й – собственно конфликтная разработка.

Новая тема 1-го раздела – автоматический, механизированный образ, циничный марш. Тема вариантно разв.по принципу мел.остинато (// «Болеро» Равеля). Вначале она звучит как банальная песенка в маршевом ритме, строго квадратная (16-такты). В 11 вар-х вырастает до гипертрофированных масштабов. Постоянным фоном становится назойливое остинато малого барабана.

Интонационно связана с ГП. 1 мотив – 4-5, и далее – нисх.движение (со с.9).

В вариациях происходит нарастающая диссонантность.

3, 5 вар. – канон.

В 6 вар. - // 53 + тембр ф-но.

В 8 – мертвенный тембр ксилофона («кости»). У него и струнных появл. новый остинатный подголосок – стучащий.(с.33).

В 9 (ц.39) – новый подлголосок – стон-рев.

В 10 вар. (ц.41) // хром.терции, завывающие. Усиливается диссонантность.

Однако перед 10 вар. (5 такто до ц. 41) появляется у скрипок ff новый мотив – из будущей темы сопротивления.

В 11 вар.мелодия у медных излагается // 64-дами. Как бы поперек этой темы у стр.и дерев.появл.4-5 интонации ГП. Резкий тональный сдвиг в Ля мажор знаменует начало 2-го раздела – собственно разработки. т.е. кульминация отмечена вторжением нового тем-ма. (ц.45 – 51). Тема сопротивления, противостояния.

Эта тема также относительно новая. Ее 1-й мотив- 4-вый мотив ГП. Далее – нисх.движение, как в ГП и теме нашествия (со с.9). Идет активная мотивно-тем.разработка элементов. Инт.близость темы наш.и темы сопротивления обостряет борьбу их элементов.

Кульминация разр.приходится на начало репр. (ц.52). ГП трансформирована. Это трагедийно-патетический образ в до миноре. Это как бы тема протеста.

ПП,ц.60 также трансформирована. В ней появл.траурный элемент. Изменяются тоналный колорит (fis), метроритм (переменность), фактура («удары сердца», пульс аккордов), тембр (сумр.звучание фагота). Песенная жанровая природа уступает место речевой. Это надгробное слово, тема-реквием у соло фагота.

Кода (с.77, ц.66). – лирико-фил.осмысление. Объединяются разл.темы – как итог развития: ГП, 2-я тема ПП, тема эпизода (как угроза).