ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДА КАЧЕСТВ

А.способность к продолжению рода 1. социальная

Б. способность приспосабливаться
к условиям природной среды 2. биологическая

В. способность накапливать знания
и трудовые навыки

Г. способность видеть цель своих действий

Д. способность оценивать себя и других

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А 15. Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений

2. выдвижение и обоснование гипотез

3. фиксация обобщений в виде законов

4. получение количественных данных об изучаемом объекте

5. разработка научных теорий

6. объяснение существующих взаимосвязей

 

А. 16. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Общество - это целостная система, многоаспектное образование. (Б) Наиболее существенную роль в развитии общества играет политика. (В) Мыслители, отдавшие первенство экономической сфере общественной жизни, заблуждались. (Г) В недавно вышедшем философском словаре понятию «общество» посвящено несколько статей. (Д) Среди авторов статей словаря не только философы, но и социологи и экономисты.

Определите, какие положения текста имеют

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

 

А 17. Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо.

Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий

обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура

античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п.

Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге

взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально

существующая культура, созданная в определённом ареале…

Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты

и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

 

(Д.А. Лалетин)

- Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».

- Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Покажите эту связь, обратившись к

- Автор касается идеи диалога культур. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера диалога культур в современном обществе.

 

А 18. Теорема Пифагора - одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Для её описания использован метод теоретического объяснения.

2. Она сложна для самостоятельного изучения.

3. Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.

4. Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.

5. Её открытие произошло на основе полученного опыта.

6. Она изложена специальным языком математики.

 

А 19. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Вера; 2) культ; 3) обряды; 4) религия; 5) совершение богослужений.

 

А 20. Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов.
К объективным факторам относятся природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая социальная структура общества, его государственный строй и т.д., которые каждое новое поколение застаёт уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей. Субъективные же факторы исторического процесса – это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни.

В исторический процесс прямо или косвенно включены все люди, поскольку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом отношении все они являются участниками исторического процесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно: осознают своё место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. Сознательно участвуя, скажем, в совершенствовании экономических и социальных отношений, политической системы общества, в развитии его духовной жизни, тот или иной человек или социальная группа выступает как субъект исторического процесса.

В последнее время в науке и политике всё чаще говорят о человечестве как самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество всё более выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимозависимости. Именно в рамках человечества как единого целого должны ныне решаться проблемы обеспечения всеобщего мира, сохранения и развития природной среды, а также создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты.

И человечество в той или иной степени решает эти проблемы, прежде всего, путём налаживания всестороннего сотрудничества между народами и государствами. На это направлена деятельность многих международных организаций. Чрезвычайно важно, чтобы при наличии многих противоречий и конфликтов между отдельными социальными группами, нациями, народами и государствами человечество как самостоятельная целостность продолжало существовать и способствовало бы мирному разрешению указанных противоречий и конфликтов – локальных, региональных и международных.

(В. Лавриненко)

Какие три субъекта исторического процесса названы в тексте? Чем субъект, по мнению автора, отличается от участника?

Государственный строй и материальное производство во многом определяются сознательной деятельностью людей. Почему автор относит их к объективным факторам исторического развития? Какие другие объективные факторы исторического развития названы в тексте?

Приведите проблемы, указанные автором, которые должны решаться усилиями всего человечества. Как в современном обществознании принято называть эти проблемы? Приведите два других примера таких проблем, опираясь на собственные знания.

В тексте говорится о том, что налаживанию всестороннего сотрудничества между народами и государствами способствует деятельность многих международных организаций. Назовите любые три таких организации и укажите сферу деятельности каждой из них.

 

А 21. К сторонникам представлений о прогрессивном развитии общества относятся мыслители, полагавшие, что

1. «золотой век» человечества остался в прошлом

2. история «движется по кругу»

3. менее совершенные формации сменяются более совершенными

4. общество постоянно возвращается к прежним формам и структурам

 

А 22. Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?

 

1. вера в существование сверхъестественных сил

2. теоретическое обоснование законов развития природы и общества

3. художественное выражение отношения к миру

4. предложение законченной мировоззренческой системы

 

А 23. Дети подросткового возраста особенно нуждаются в общении со сверстниками. В этом проявляются потребности

1. социальные 3. материальные

2. биологические 4. эстетические

А 24. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?

А. Один из главных критериев истины – это соответствие знания интересам познающего субъекта

Б. Один из главных критериев истины – это полезность знания.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

 

 

А 25. Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо.

Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или традиций, образ

характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале…

Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

(Д.А. Лалетин)

Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора.

 

А 26. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. К биологической составляющей относятся

1. особенности строения тела человека

2. ценностные ориентации

3. навыки поведения

4. знания и умения

 

А 27. Что отличает науку от других отраслей духовной культуры?

1. выявление сущности общественных и природных явлений

2. отражение реальности в образах и символах

3. выражение субъективного отношения к миру

4. опора на идею сверхъестественного вмешательства

 

А 28. К мерам по преодолению проблемы «Север и Юг» относится(-ятся)

1. увеличение военных расходов

2. международные программы поддержки развивающихся стран

3. сокращение расходов на ликвидацию неграмотности

4. борьба с международным терроризмом

   

А 29. Верны ли следующие суждения о научном познании?

А. Научное познание отличается от обыденного стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений.

Б. Научное познание отличается от обыденного особым языком, используемым для описания изучаемых предметов и явлений.

1. верно только А 3. верны оба суждения

2. верно только 4. оба суждения неверны

 

А 30. Запишите слово, пропущенное в таблице.