ФАКТЫ ОБЩЕСТВ

СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

А. появление массовой культуры 1. традиционное

Б. аграрно-сырьевой тип хозяйства 2. индустриальное

В. развитие глобальных компьютерных сетей 3. информационное

Г. создание конвейера

 

А 3. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1. возрастные и половые различия 4. самооценка

2. темперамент 5. опыт

3. особенности нервной системы 6. особенности мировоззрения

 

А 4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой

буквой.

(А) Понятие «общественный прогресс» достаточно достоверно отражает реалии современной

жизни и помогает их правильно оценивать. (Б) Прогресс означает направление движения от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. (В) В духовной сфере

общественной жизни прогресс ещё более впечатляющ, чем
в материальной сфере. (Г) Обязательное начальное, а затем и среднее образование было

законодательно закреплено в нашей стране в прошлом веке. (Д) Сегодня не менее половины выпускников школ становятся студентами высших учебных заведений.

Определите, какие положения текста имеют

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А 5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие __________ (А). К основным __________ (Б) и ценностям относятся: доброта, чувство долга, __________ (В), справедливость и т.п. Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения.

Моральные нормы наряду с __________ (Г) являются основными регуляторами поведения людей в обществе. Мораль - это, прежде всего, __________ (Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести. Она присуща не только отдельным личностям, но и __________ (Е), которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

1. моральные категории 4. Активность 7. польза

2. производство 5. Совесть 8. общественное мнение

3. порицание 6. внутренний регулятор 9. право

 

А 6. Что из приведённого ниже характеризует постиндустриальное общество?

1. использование науки в процессе социального управления

2. переход от натурального к товарному производству

3. осуществление промышленного переворота

4. преобладание религиозного мировоззрения

А 7. Какой из названных признаков непосредственно характеризует искусство?

1. приспособление мира к потребностям человека

2. эстетическое освоение окружающего мира

3. выяснение закономерностей развития общества

4. установление сущности природных и социальных явлений

 

А 8. Одарённый мальчик, родившийся в рабочей семье, стал известным учёным благодаря не только своим математическим способностям, но и целеустремлённости, силе воли, стремлению к знаниям. В этом в первую очередь проявились его качества как

1. личности 2. гражданина

2. индивида 3. общественного деятеля

 

А 9. Верны ли следующие суждения о процессе познания?

А. Только благодаря органам чувств человек овладевает истинными знаниями.

Б. Научное познание всегда протекает независимо от чувственного опыта.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

 

А 10. Абсолютная истина, в отличие от относительной, представляет собой

 

1. обоснованную гипотезу 3. объективное знание

2. исчерпывающее знание 4. конкретное знание

 

А 11. В ходе лекции профессор назвал черты, характерные для различных типов обществ. Какая из приведённых черт может относиться к традиционному обществу?

 

1. информатизация общественной жизни

2. высокий авторитет научного знания

3. возникновение социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом

4. замедленный темп общественного развития

поддерживать международные связи.

 

А 12. Верны ли следующие суждения о новых тенденциях в образовании?

А. Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы страны могут устанавливать и

 

Б. Дистанционное обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

 

А 13. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «аграрное общество».

1) Традиционализм; 2) коллективизм; 3) фабрика; 4) религия; 5) большая семья; 6) сфера услуг.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

А 14. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца