Подсистемы
|
Элементы системы управления
- цели, задачи - коммуникации - функциональные - персональные
- законы и принципы - схема процесса структуры компьютеры
- методы, функции - разработка и ре- - схемы, организа- - оргтехника
- технология и прак- ализация решений ционные структуры - офисная мебель
тика управления - информационное профессионализм - сети, связи, Интернет
Управленческая деятельность Механизм управления
Рис. 2. Структура элементов системы управления
1.2 ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Функция – это совокупность действий, направленных на достижение цели. К общим функциям управления, которые являются составляющими частями процесса управления, относят планирование, организовывание, мотивацию, учет, контроль и координацию.
Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов предприятия. Планирование включает:
- установление целей и задач;
- разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;
- определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и
задачам;
- доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет
ответственность за их реализацию.
В условиях рыночной экономики план становится основой деятельности предприятия. Без плана невозможно обеспечить согласованность в работе подразделений. Планы должны меняться в соответствии с конкретной ситуацией.
Составной частью планирования становится составление долгосрочных прогнозов, показывающих возможное направление будущего развития предприятия. Прогнозы закладываются в основы стратегических планов.
Организовывание - функция, задачей которой является формирование нормальной работы структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для нормальной работы
Организовывание – это значит разделение на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственностей и полномочий, а также установление взаимосвязей между различными видами работ.
Можно выделить две задачи организовывания:
первая задача – создание реальных условий для выполнения запланированных целей;
вторая задача – создание условий для формирования такой культуры внутри предприятия, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, новациям и единым для всего предприятия ценностям.
Мотивация –это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей предприятия. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений. Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение смыслом самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников.
Контроль –это количественная и качественная оценка и учет результатов работы предприятия. Можно выделить два основных направления этой управленческой деятельности:
- контроль за выполнением работ, намеченных планом;
- меры по корректировке всех значительных отклонений от плана.
Контроль должен иметь стратегическую направленность, должен быть своевременным и достаточно простым.
Учет – формирует постоянную информацию о состоянии производственно-хозяйственной деятельности. Задачи учета следующие:
- сбор, обработка и отражение первичных данных о хозяйственной деятельности;
- систематизирование данных с целью обобщения и получения итоговой информации;
- создание информационной базы для планирования и осуществления контроля за выполнением планов.
В практической деятельности различают три вида учета: оперативный, статистический, бухгалтерский.
Координация– это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев предприятия путем установления рациональных связей между ними. Для выполнения этой функции используют отчеты, аналитические материалы, результаты обсуждения проблем на совещаниях.
Управление и менеджмент в специальной управленческой литературе рассматривается с одних и тех же позиций. Один из известных современных теоретиков менеджмента Майкл Х. Мескон в своей книге «Основы менеджмента» рассматривает функции управления, ориентированные на стратегическое развитие предприятия, включающие следующие аспекты:
1. Стратегическое планирование.
2. Планирование реализации стратегии.
3. Организация взаимодействия и полномочий.
4. Построение организаций.
5. Мотивация.
6. Контроль.
Стратегическое планирование представляет собой процесс выбора целей для предприятия и решения о том, что следует сделать для их достижения. Стратегический план должен разрабатываться с перспективой и обосновываться исследованиями и фактическими данными. В этом случае стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Планирование помогает создать единство общей цели внутри организации. Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил. Организация взаимодействия – это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность коллективу предприятия эффективно совместно работать для достижения поставленных целей. Построение организаций – это функция управления по выбору такой организационной структуры, которая соответствует стратегическим планам предприятия.