Имя основателя буддизма

Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма

в) Сенека;

 

4. Основным принципом античной философии был:

г) космоцентризм.

 

5. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

б) богословию;

 

Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»

а) Деизм;

б) Пантеизм;

 

7. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей:

а) Рационализм;

 

8. Отечественный мыслитель, впервые создавший всеобъемлющую философскую систему на началах христианского гуманизма:

а) В.С. Соловьев;

 

9. Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий:

а) Метафизика;

б) Диалектика;

 

10. Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает:

г) Дуализм.

 

11. Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

в) Пифагор;

 

Имя основателя буддизма

г) Сиддхартха.

 

13. Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

в) надо наслаждаться жизнью;

 

14. Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

г) проблема первоначала.

 

15. Характерной чертой средневековой философии является:

в) теоцентризм;

 

16. Для философии эпохи Возрождения характерна:

а) ностальгия по античной культуре;

 

17. Особенности рационализма XVII в. обусловила:

а) Математика;

 

18. Основной идеей западничества является:

б) Россия должна развиваться по европейскому пути;

 

19. Назовите философа, которого считают основателем античной диалектики:

г) Гераклит;

 

20. Материя есть первоисточник бытия, утверждает:

а) Материализм;

 

21. Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

а) философия;

 

22. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

г) нирвана.

 

23. Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»:

в) Аристотель;

 

24. Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

г) «Познай себя».

 

25. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

а) теология;

 

26. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:

а) коллективизм;

б) индивидуализм;

 

27. Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии:

в) Р. Декарт;

 

28. Духовный лидер западников:

г) А.И. Герцен.

 

29. Диалектика отличается от метафизики:

в) Пониманием развития;

30«Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях» есть:

а) Мера;

в) Материя;

 

31. Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

б) философия;

 

32. Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

а) Янь;

 

33. Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

в) Платону;

 

34. Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

г) «Начало всех вещей - вода»;

 

35. Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

а) Креационизм;

 

36. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

а) гуманизм;

 

37. Дуалистическая философия характерна для:

а) Р.Декарта;

 

38. Представителем славянофильства был:

в) И.С. Киреевский;

 

39. Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется:

б) Законом;

 

40. Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта называется:

б) Атрибутом;

 

41. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

г) философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире.

 

42. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

а) инь;

 

43. В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

в) Платону;

 

44. Анаксимен за первооснову всех вещей принимал:

а) воздух;

 

45. Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:

б) патристика;

 

46. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

а) человек;

 

47. Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал:

а) Р. Декарт;

 

48. Центральная идея философии И.В. Киреевского:

а) Цельность духовной жизни;

 

49. Не является законом диалектики:

б) Закон о взаимопереплетении причин и следствий;

 

50. Способ существования материи:

а) Движение;

 

 

51. Мировоззрение – это:

б) совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе;

 

52. Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

а) Конфуций;

 

53. Знание по Сократу тождественно:

г) добродетели.

 

54. Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

а) Пифагору;

 

55. Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»:

в) Августин Аврелий;

 

56. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

а) антропоцентризм;

 

57. Основное утверждение эмпиризма:

б) Всё знание человека основывается на опыте;

 

58. Идейным главой славянофилов являлся:

б) А.С. Хомяков;

 

59. Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания:

а) Противоречие;

 

60. Последовательность состояний отражает категория:

а) Времени;

 

61. Онтология – это:

в) учение о бытии, о его фундаментальных принципах;

 

62. Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

в) Субстанцию всех вещей;

 

63. «Я знаю, что ничего не знаю...». Автор афоризма:

б) Платон;

в) Сократ;

 

64. Впервые понятие бытия в философии употребил:

а) Парменид;

 

65. Схоластика – это:

б) тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем;

 

66. Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

а) Возрождение;

 

67. Основоположник эмпиризма, автор первой технократической утопии «Новая Атлантида», автор лозунга «Знание – сила»:

б) Ф. Бэкон;

 

68. Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает:

б) Свободное единение людей во Христе;

 

69. Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития:

а) Закон единства и борьбы противоположностей;

 

70. Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:

в) Пространство;

 

71. Гносеология – это:

б) учение о природе, сущности познания;

 

72. К древнеиндийским философским текстам относятся:

а) Упанишады;

 

73. Впервые выразил идею атомистического строения материи:

б) Демокрит;

 

74. Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

а) Гераклит;

б) Фалес;

 

75. Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:

а) схоластике;

б) мистике;

 

76. Представитель философии эпохи Возрождения:

б) Дж.Бруно;

 

77. Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать:

б) Дедукция;

в) Индукция;

 

78. Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:

б) П. Чаадаевым;

 

79. Теория самоорганизации сложных систем:

а) Синергетика;

 

80. Какая из нижеперечисленных пар прилагательных не используется при философском анализе природы?

г) первозданная и рукотворная.

 

81. Антропология – это:

б) учение о человеке;

 

82. В индийской философии - общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения:

б) Карма;

 

83. Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

а) Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире;

 

84. Объективно-идеалистическая философия была основана:

в) Платоном;

 

85. Представитель средневековой философии:

а) Фома Аквинский;

 

86. Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:

а) индивидуализма;

 

87. «Война всех против всех» есть естественное состояние, считал:

а) Т. Гоббс;

 

88. Философское учение, основанное Львом Николаевичем Толстым:

г) Этика ненасилия.

 

89. Один из основных принципов диалектики;

б) Принцип развития;

 

90. Отражение – это (выберите наиболее полное и точное определение):

в) Свойство материи запечатлевать характеристики воздействующих на неё объектов;

г) Способность материальных систем порождать собственные подобия.

 

91. Аксиология – это:

а) учение о ценностях;

 

92. Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

б) Конфуцием;

 

93. Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

б) Гераклит;

 

94. Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству:

б) Диоген Синопский;

 

95. Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

г) Сциентизм.

 

96. Представитель философии эпохи Возрождения:

б) Альберти;

 

97. Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу

а) Монада;

 

98. Представителями «русского космизма» являются:

г) К. Циолковский, В. Вернадский.

 

99. Совокупность существенных необходимых свойств вещи составляют её:

б) Качество;

 

100. Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами:

в) Истины;