Тема 1. Сущность инноваций.

Лекции по дисциплине «Инновационный менеджмент»

Инновация – результат введения, внедрение новшеств.

К инновации относят прибыльное использование новшеств в виде:

1. новых видов продукции (работ, услуг)

2. новых материалов, либо новое использование старых материалов

3. новых технологических процессов

4. решение с целью развития человеческого фактора

5. решение в области социальной сферы

6. изменение органической структуры

7. другие изменения производственного, финансового, административного и другого характера

инновация находится в противоречии со всем консервативным направлением на сокращение существующего положения и нацелены на значительное улучшение эффективности деятельности организации.

К инновации относятся любые значительные изменения в деятельности организации. Они могут быть как разработаны внутри организации, так и перениматься из других организаций (последняя практика называется инновационная имитация) для эффективной «инновационной способности» и инновационной восприимчивости.

Период времени от зарождения и до окончания и использования жизненных циклов инновации, а последнее действие организации в это время – инновационный процесс.

Традиционно выделяют следующие этапы инновационного процесса:

1. фундаментальное исследования – проводится на основании государственного финансирования в специальных научно-исследовательских институтах и лабораториях. Как правило экономический эффект от фундаментального исследования отсутствует.

2. прикладное исследование – проводится с целью нахождения возможности практического применения результатов фундаментальных исследований. Финансируется за счет государства или некоммерческих фондов, могут финансироваться и на коммерческой основе, т.к. в ходе исследования прикладного характера велика вероятность неудачного исхода, то как правило на коммерческой основе они финансируется венчурными фондами, диверсифицирующими свои вложения.

и научно-исследовательские разработки

 

3. опытно-конструкторские и экспериментальные разработки связаны с доведением результатов прикладного исследования до состояния коммерческого продукта.

ОКР проводятся в конструкторских бюро, лабораториях. А также в научно-производственных подразделениях, крупных предприятиях ВУЗов.

ОКР финансируется как за счет государственных средств и средств венчурных фондов, так и за счет средств независимых инвесторов, либо за счет средств предприятий, проводят разработки.

4. процесс внедрения новаций в производство или на рынок. Этот процесс называется коммерциализацией. Именно в результате коммерциализации новшество/новация становится инновацией.

Время между появлением новации и ее внедрением называется инновационным лагом.

Инновация связана с инвестициями (с долгосрочными – в первую очередь)

Таким образом, инновация требует взаимодействия инвесторов, изобретателей, производителей, а также наличием определенной инфраструктуры. Область такого взаимодействия называется инновационная сфера.