Основные формы физического воспитания в период трудовой деятельности

Лекция

Тема. Физическое воспитание взрослого населения

ПЛАН

Задачи физического воспитания взрослого населения

Особенности методики физического воспитания взрослого населения

Физическая культура в режиме трудового дня

Основные формы физического воспитания в период трудовой деятельности

5.

С завершением общего и профессионального образования люди приступают к многолетней трудовой деятельности. В этой связи физическая культура является одним из факторов, оказывающим положительное влияние на трудовую деятельность человека в современном производстве.

Связи физической культуры с трудовой деятельностью прослеживаются во многих аспектах.

1. Любой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при его большой продолжительности и напряженности также и фазу снижения работоспособности. Средства физического воспитания ускоряют врабатываемость, замедляют падение работоспособности и производительности труда, способствуют более быстрому восстановлению утраченной в процессе труда нервно-психической и мышечной энергии.

2. Некоторые современные виды труда характеризуются малой мышечной активностью или локальной нагрузкой на отдельные части тела, на отдельные функции организма. Средства физического воспитания позволяют предупредить отклонения в физическом состоянии и развитии, возникающие в силу специфики данного труда.

3. В современном производстве пока еще не исключены факторы и условия, создающие возможность профессиональных заболеваний. Средства физического воспитания в значительной мере выполняют профилактическую функцию и снижают вероятность появления типичных заболеваний и травм.

4. Ряд видов труда требует специальной физической подготовленности, которая может быть обеспечена только специфическими средствами и методами физической подготовки.

5. В современном производстве в связи с научно-техническим прогрессом наблюдается тенденция смены профессий у трудящихся. Хорошая общая физическая подготовленность расширяет возможности для соответствующей адаптации и овладения новыми профессиями.

Физическая культура в научной организации труда. Внедрение физической культуры в научную организацию труда является существенной необходимостью. Научная организация труда (НОТ), основываясь на постоянном использовании достижений науки и передового опыта, предусматривает оптимальное взаимодействие людей и техники в едином производственном процессе с целью повышения производительности труда. Внедрение физической культуры в НОТ имеет существенное социально-экономическое значение. Это определяется прежде всего ролью физической культуры как неотъемлемого фактора достижения высокой работоспособности, хорошей физической подготовленности и укрепления здоровья.

В системе физического воспитания взрослого населения принято выделять шесть основных направлений:

1. Физическое воспитание с оздоровительно-гигиенической направленности – для любого контингента населения.

2. Общая физическая подготовка – для всего населения, особенно для молодежи.

3. Физическое воспитание со спортивной направленностью для лиц, желающих заниматься спортом.

4. Физическое воспитание с профессиональной и военной направленности – для трудящихся, овладевают профессией, а также для военнослужащих, служащих военизированных организаций, которые овладевают военной специальностью.

5. Организация здорового и культурного отдыха и досуга для всего населения, особенно для молодежи.

6. Физическое воспитание с лечебно-профилактической направленностью – для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые нуждаются в лечении средствами лечебной физической культуры.

Все эти направления вытекают из трех основных направлений советской системы физического воспитания: оздоровительного, прикладного и спортивного.

Главной целью внедрения физической культуры в систему НОТ в обществе является содействие повышению производительности труда на базе укрепления здоровья и всестороннего гармонического физического развития трудящихся.

Данная цель конкретизируется в следующих специфических задачах, решаемых средствами физической культуры в процессе трудовой деятельности.

1. На этапе обучения профессиям обеспечить необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности к избранной трудовой деятельности.

2. В процессе непосредственной трудовой деятельности способствовать оптимальной динамике.

3. В после рабочее время путем специально направленного активного отдыха содействовать восстановлению работоспособности, а также устранению негативных сдвигов в физическом состоянии организма, вызванных неблагоприятными условиями труда.

От успешного решения перечисленных задач в немалой степени зависят здоровье человека, его творческое долголетие и общественно полезная активность.

Эти задачи конкретизируются в зависимости от:

— содержания и характера труда;

— особенностей производственных условий;

— особенностей реакции организма на требования, предъявляемые трудовой деятельностью и ее условиями.

При конкретизации задач и форм направленного использования физической культуры в системе НОТ учитываются также возрастные и половые особенности трудящихся, уровень физической подготовленности, состояние здоровья.

В системе НОТ выделяют три сферы целесообразного использования физической культуры: 1) в рамках трудового процесса; 2) в непосредственной связи с процессом труда, но вне его собственных рамок; 3) вне производства, но в связи с его требованиями.