В. Ценовая дискриминация

До сих пор предполагалось, что монополист продает всю свою продукцию по одной и той же цене. На деле монополист нередко устанавливает неодинаковые цены на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. При этом отличия в ценах не связаны с различиями в затратах на производство и реализацию товаров. Такая практика называется ценовой дискриминацией.

Отметим в этой связи, что не всегда различия в ценах означают ценовую дискриминацию. В частности, продажа фруктов на Чукотке дороже, чем в Москве не является дискриминационной, поскольку в этом случае высокая цена объясняется повышенными затратами на транспортировку.

Успешная ценовая дискриминация базируется на следующих предпосылках:

- Необходимо, чтобы эластичность спроса на товар по его цене была различной у разных покупателей;

- Монополист должен уметь четко идентифицировать разных покупателей с точки зрения различий в их спросе;

- Покупатели не должны иметь возможность перепродавать купленный товар.

Различают три степени ценовой дискриминации. Дискриминация первой степени имеет место, когда каждая единица товара продается по своей цене спроса. В результате не только разные покупатели платят неодинаковые цены за товар, но и каждый покупатель платит различную цену за ту или иную единицу товара. Поэтому такую дискриминацию еще называют совершенной дискриминацией.

На практике совершенная дискриминация трудно осуществима, поскольку монополист должен располагать полной информацией о кривых спроса всех потребителей. Некоторое приближение к ней возможно при оказании юридических, риэлторских и т.п. услуг, когда фирма взимает определенный процент от сделки. Соответственно вознаграждение фирмы строго привязано к сумме сделки при том, что ее затраты по обеспечению контракта могут быть одинаковыми во всех случаях.

Ценовая дискриминация второй степени происходит, когда разные единицы продукции продаются по разным ценам, но все покупатели, купившие одинаковое количество товара, платят одну и ту же цену. Такая дискриминация принимает форму разного рода скидок (например, за объем покупок).

Ценовая дискриминация третьей степени означает, что товар продается по разным ценам разным категориям покупателей, но для представителей каждой категории цена не зависит от величины покупки. В качестве примеров можно привести скидки на проезд в общественном транспорте для студентов, различную плату за обучение в вузе для россиян и иностранцев, продажу товаров по разным ценам в «богатых» и «бедных» регионах, разные тарифы для туристов и бизнесменов, устанавливаемые авиакомпаниями и т.д.

Предположим, монополист может разделить своих покупателей на N групп, рассматриваемых им как N изолированных рынков сбыта. На каждом рынке своя функция спроса от цены. Соответственно различаются и функции предельного дохода монополиста от продажи товара разным группам потребителей. В то же время предельные затраты монополиста не зависят от того, кому он продает свою продукцию – они одинаковы при продаже товаров на всех рынках. Для получения максимальной прибыли в условиях ценовой дискриминации монополист продает каждой категории потребителей такое количество продукта (и по такой цене), при котором его предельный доход от продажи товара на каждом рынке одинаков и равен предельным затратам. Соблюдается равенство:

MR1=MR2=…=MRN=MC,

где MRi – предельный доход от продажи товара на i-ом рынке.

До тех пор, пока это равенство не выполняется, монополист может увеличить свою прибыль, переместив часть товаров с рынка, где предельный доход ниже, на рынок, где он относительно высок. Такие перемещения и приведут, в конечном счете, к выравниванию предельного дохода на всех рынках.

Г. Математическое приложение

Определение монопольной цены можно показать и аналитически. Монополист хочет максимизировать свою прибыль, которая есть разница между его выручкой и совокупными затратами. Как выручка, так и затраты монополии – функции ее выпуска: TR=TR(q)=P(q)*q и TC=TC(q). Поэтому функцию прибыли можно записать так:

П=TR-TC=P(q)*q-TC(q)®max.

Необходимо определить выпуск, при котором прибыль максимальна. Для этого берем производную функции прибыли по выпуску и приравниваем результат к нулю:

Левая часть последнего уравнения представляет собой предельный доход монополии (см. п. 2А настоящей темы), а правая – ее предельные затраты. Тем самым строго доказано, что максимизирующий прибыль выпуск соответствует точке, в которой MR=MC. Продолжаем преобразования:

Вспомним формулу эластичности спроса по цене: . Отсюда: . Следовательно: . Отсюда:

Выводы: а) поскольку эластичность спроса по цене отрицательна, монопольная цена превышает предельные затраты (что было показано графически); б) монополист устанавливает цену на эластичном участке кривой спроса;[2] в) чем эластичнее спрос по цене, тем меньше разница между ценой и предельными затратами.

Последнее можно обосновать логически. Высокая эластичность спроса по цене говорит о том, что данный товар достаточно легко заменить. Поэтому монополия в состоянии лишь незначительно повысить цену в сравнении с предельными затратами: при повышении цены покупатели в массовом порядке переключаются на товары-заменители.

Продолжим преобразования:

Выражение – это коэффициент Лернера, показывающий относительное превышение цены над предельными затратами и характеризующий, тем самым, рыночную власть монополиста. Как видно из последней формулы, коэффициент Лернера оказывается тем ниже, чем эластичнее спрос по цене. При бесконечно эластичном спросе (кривая спроса горизонтальна) он равен нулю, т.е. цена совпадает с предельными затратами, что является признаком совершенной конкуренции.