ЗАДАНИЯ ГРУППЫ В

Ответом на задания группы В может быть только слово (понятие), соответствующее предложенным признакам или определениям.

В 1. Тип общества, которому присущи следующие признаки:

1. Преобладание в экономике аграрного сектора.

2. Медленные темпы социального развития.

3. Низкая социальная мобильность населения.

4. Жесткая, иерархическая структура общества.

В 2. Определите понятие, скрытое за данными определени­ями:

1 Одна из фундаментальных категорий марксистской трактовки об­щества и его истории.

2 обозначает общество на определенной ступени его развития.

3. Характеризуется определенными экономическими отношениями.

4. Базис определяет надстройку.

Общество. Измеритель.

Вариант 2.2

Формация. Цивилизация.Исторические типы цивилизаций. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

1. Определение: «Совокупность уникальных эконо­мических, социальных, политических, духовных, нрав­ственных, психологических, ценностных и иных струк­тур, отличающих одну историческую общность людей от другой» относится к понятию:

1. Формация. 3. Культура.

2. Цивилизация. 4. Общество

2. Верны ли суждения?

А. Цивилизация — это совокупность уникальных про­явлений общественных порядков, отличающих одну историческую общность людей от других.

Б. Цивилизация — это определенный тип экономиче­ской системы.

1. Верно только А. 3. Верно А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Общественно-экономическая формация - это совокуп­ность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное общество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру.

Б. Общественно-экономическая формация характеризу­ется специфической общественно-производственной тех­нологией, но и в не меньшей степени соответствующей ей культурой.

1. Верно только А. 3. Верно А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

4. Верны ли следующие суждения?

А. Цивилизационный подход позволяет глубоко изу­чить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии.

Б. Цивилизационный подход ставит в центр исследо­вания человеческую деятельность и человека.

1. Верно только А. 3. Верно А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны. ,

5. Верны ли следующие суждения?

А. Цивилизационный подход ориентирует на изучение ценностей, национальных особенностей, духовной жиз­ни, психологии.

Б. Цивилизационный подход создает условия отрицания единства человеческой истории.

1. Верно только А. 3. Верно А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

6. Структуру цивилизации составляют элементы:

1. Способ общения.

2 Социальная эволюция как основная форма движения.

3. Государство как система управления делами общества.

4. Все указанное выше.

7 Структуру общественно-экономической формации составляют элементы:

1. Способ производства.

2. Революционный процесс как основная форма движения.

3. Классовая, двухполюсная структура общества.

4. Все перечисленное выше.

8. Верны ли следующие суждения?

А. Немецкий философ О. Шпенглер понимал культуру как живую, одухотворенную, полную творческих сил общественную реальность.

Б. Под цивилизацией О. Шпенглер понимал стадию уми­рания культуры.

1. Верно только А. 3. Верно А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

Научно-техническая революция, ее последствия

9. Определение: «Скачок в развитии производитель­ных сил общества, переход их в качественно новое со­стояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний» относится к понятию:

1. Промышленный переворот. 3. Научно-техническая революция.

2. Научно-технический прогресс. 4. Индустриализация.

10. Определение: «Коренное, качественное преобразо­вание производительных сил, начавшееся в середине XX века на основе превращения науки в ведущий фактор общественного производства» относится к понятию:

1. Модернизация. 3. Научно-технический прогресс.

2. Научно-техническая революция. 4. Промышленный переворот.

11. Верны ли следующие суждения?

А. Научно-техническая революция усилила социаль­ную направленность экономического развития.

Б. Научно-техническая революция обусловила переход на преимущественно интенсивный путь развития производства.

1. Верно только А. 3. Верно А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения?

А. На первом этапе развития научно-технической ре­волюции в 60-70-е годы XX века важнейшей ее чертой стала автоматизация производственных процессов.

Б. Характерной чертой научно-технической революции явились качественные изменения в способах воздей­ствия на сырье и материалы.

1. Верно только А. 3. Верно А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

13. Верно ли следующее суждение?

A. Научно-техническая революция активизировала гигант­ские силы разрушения и массового уничтожения людей.

B. Научно-техническая революция увеличивает техни­ческие возможности производства предметов потребле­ния, создает условия для повышения эффективности здравоохранения и образования.

1. Верно только А. 3. Верно А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

Глобальные проблемы современности

14. Верны ли следующие суждения?

А. Глобальная проблема порождена деятельностью од­ной страны.

Б. Решение глобальных проблем возможно только при условии объединения усилий всего мирового сообщества.

1. Верно только А. 3. Верно А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

15. Верны ли следующие суждения?

А. Причина глобальных проблем заключается в невидан­ном расцвете производительных сил, в результате кото­рого техногенная нагрузка на Землю резко возросла.

Б. Причина глобальных проблем состоит в том, что чело­век оказался недостаточно разумен, чтобы вовремя пре­дусмотреть пагубные результаты технического влияния,

1. Верно только А. 3. Верно А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

16. К глобальным проблемам современности относится:

1. Предотвращение угрозы новой мировой войны.

2. Демографическая проблема.

3. Экологическая проблема. 4. Все указанные выше.

17. К глобальным проблемам современности относится:

1. Сырьевая проблема. 3. Развитие торговых связей.

2. Религиозные конфликты. 4. Развитие стран СНГ.

18. К экологическим проблемам современности от­носится:

1. Уменьшение количества кислорода в атмосфере Земли.

2. Взаимодействие России и Запада.

3. Налаживание экономических связей между развитыми и разви­вающимися странами.

4. Внедрение рыночной экономики в бывших странах социализма.

Науки, изучающие общество

19. Верны ли следующие суждения?

А. Социология — учение об обществе как целостной системе.

Б. Социология — наука, изучающая отдельные социаль­ные группы общества.

1. Верно только А. 3. Верно А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

20. К общественным наукам относится:

1. История. 3. Этика.

2. Политология. 4. Все указанное выше.

21. К общественным наукам относится:

1. Политология. 3. Математика.

2. Геодезия. 4. Правильного ответа нет.

22. Наиболее обобщенные знания из общественных наук дает:

1. История. 3. Право.

2. Политология. 4. Философия.