образования в XVIII веке.

Совершенствование академической школы художественного

XVII век - первая половина XIX века является «золотым веком» академий. Они указывают художникам пути к вершинам искусства, воспитывают худ. вкус, определяют эстетические идеалы. Совершенствуется и методика преподавания. Опора на разум, который контролирует впечатления художника Рисовальщик наблюдает предметы в природе, анализируя их форму, опирается при изображении на уже имеющиеся у него

знания. Обучение искусству проходило одновременно с научным просвещением и воспитанием высоких идеалов. Однако излишнее стремление к нормам античного искусства лишало возможности худ. отражения действительности, стала раздаваться критика в сторону академической школы. В числе противников академической школы был Дени Дидро (1731- 1784), отстаивавший материалистические идеи в эстетике (французское просвещение). Салоны Дени Дидро (критический обзор периодических худ.

выставок) подвергал критике академическую школу, ратуя за реализм в искусстве. Взгляды по поводу отрицания академической школы выразил в труде «Опыт в живописи». Однако Гете в одноименной статье подверг критике взгляды Дидро.

Вот сущность полемики Дидро и Гете. Дидро считал, что вместо рисования аттиков надо идти в народ. А Гете считает, что Дидро путает направление и школу. Ученику надо знать что искать, а потом идти на поиски. Дидро же считал академическое образование манерным, , наставлять в истинном искусстве, а затем рисовать реальность. Все же академия как учебное заведение являлось наиболее удачной формой профессиональной

подготовки новых кадров, а Дидро путал систему с отдельными методами.

Однако абсолютизация классических ценностей приводила к догматизму в искусстве. Джошуа Рейнольдс (1723-1792) призывал к внимательному изучению жизни, обогащая его научными знаниями. С первых шагов руководства АХ Великобритании Рейнольс – сторонник академической школы с опорой на изучение натуры.

Ступени обучения по Рейнольдсу:

- Вводный курс. Знакомство с общими принципами рисунка, живописи,

композиции.

- Второй этап. Изучение опыта искусства. Большое значение придавалось упражнениям, повторениям, рисованию по памяти. Основной метод на начальной стадии обучения – грамотная передача объектов. Именно на ранних стадиях важно заставить грамотно подходить к работе с натуры (конструктивный анализ, моделировка формы), заставить

учеников правильно понять пути искусства. Необходимо учитывать возрастные и личностные особенности учеников (талант, темперамент). «Особенно внимательно надлежит следить за успехами более продвинутых учеников, достигших в своих занятиях того критического периода, от правильного окончания которого, зависит будущее

направление их вкуса. В этом возрасте для них весьма естественно увлекаться большим блеском, чем основательностью, и предпочитать роскошную небрежность утомительной, точности… Они принимают тень за сущность и сделают механическую легкость гласным достоинствам искусства, для которого она является лишь отношением».

Рейнольдс выдвигает мысль о том, что обучение рисованию – тоже искусство, если педагогические приемы не будут проверены на практике, ученики не усвоят материал достаточно хорошо.

Гете о рисунке. Основной метод – опора на научные знания. Бессмысленное копирование натуры превращает художника в ремесленника (подражание – рабство, манера – произвол, стиль – результат целеустремленного научного познания). Суждения Гете представляют интерес не только для профессиональной, но и для общеобразовательной системы:

-задача художника-педагога – помочь ученику овладеть законами изображения и закономерностями природы. Закономерности строения природы находят свое отражение в искусстве, следовательно, искусство подчиняется определенным законам…художник признательный природе, приносит обратно ей некую вторую природу4, но природу, рожденную из чувства и мысли, природу человечески завершенную…»

«Наиболее вздорное из всех заблуждений – когда молодые одаренные

люди воображают, что утратят оригинальность, признав правильным то, что

уже было признано другими». Некоторые методисты, опасаясь, как бы ученик не потерял своей увлеченности, достигнув определенных высот, предоставляют ему полную

свободу действий, боятся вмешиваться в работу. Подобное недопустимо,

считает Гете: «Игра с серьезным и важным портит человека… Он перескакивает ступени, задерживается на некоторых из них… Он создает себе необходимость поступать по многим правилам… Он все больше отдаляется от правды предметов и теряется в субъективных исканиях». Гете считал основой основ человеческое тело, его пропорции и пластику. Поверхностное наблюдение не дает возможности художнику понять

строение тела: «Человеческая фигура не может быть понята только при помощи осмотра ее поверхностей, надо обнажить ее внутреннее строение, расчленить на части, заметить соединения, знать их особенности, изучить их действие и противодействие, усвоить скрытое, постоянное, основу явления, чтобы действительно видеть и подражать тому прекрасному неделимому целому, которое движется перед нашими глазами, как живой организм… Видеть, в первую очередь то, что знаешь»… «Дилетант всегда боится

основательного, минует приобретение необходимых знаний, чтобы подойти к исполнению, смешивает искусство с материалом. Так, например нельзя найти дилетанта, который бы хорошо рисовал, так как в таком бы случае он бы находился по дороге к искусству. Напротив, многие плохо рисуют и хорошо пишут красками. Дилетанты часто берутся за мозаики т восковую живопись, потому что они ставят на место искусства прочность произведения. Они часто занимаются гравированием, потому что их привлекает размножение. Они ищут фокусов, манер, способов обработки, секретов, потому что они часто не могут подняться над понятием механического умения…»

Итог: основа художественного образования – рисование аналитическое, как в профессиональной, так и в общеобразовательной сферах.