Художественный стиль
Комната была небольшая, но светлая. При входе в нее явно ощущалсядух студенческой жизни. Здесь не было ничего лишнего, только кровать, небольшой шкаф с книгами, стол и стул. Окно в комнату было приоткрыто, и легкий ветерокпоигрывал занавесками. На стене с зелеными обоями, как на лесной опушке, сидел солнечный зайчик и перепрыгивал с места на место, когда листья березы за окном начинали шелестеть. Это было приятное, уютное место, в котором хотелось остаться подольше.
7. Прочитайте текст и выполните задание.
Роль общения в формировании личности огромна. Речевое общение во всех его формах и жанрах позволяет человеку в готовом виде получать социальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующими поколениями. В общении происходит овладение духовной, интеллектуальной и материальной культурой, познание человеком мира и самого себя, а в результате этого - социализация личности и корректировка поведения человека.
Как свидетельствуют психологи, именно вербальное взаимодействие со взрослыми имеет решающее значение как для освоения ребенком окружающего мира, так и для овладения им способами мышления. Вербальное взаимодействие осуществляется с помощью речевых коммуникативных умений, которые, в свою очередь, вырабатываются и совершенствуются в речевой деятельности.
Общаясь со взрослыми, ребенок не только узнает, как называются те или иные предметы окружающего мира, но и то, как надо обращаться с различными предметами, как устроен мир, как относиться к людям и как общаться с людьми. Вне языковой среды ребенок не может развиваться ни интеллектуально, ни нравственно.
Речь окружающих, их речевое поведение, обращенное к ребенку с первых месяцев его жизни звучащее слово - основа развития, становления личности. И то, что это за речь, какими качествами, свойствами она обладает, какое несет содержание, - в известной мере задает направление культурного и духовного развития личности и социального процветания гражданина (Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995).
Ответьте на вопросы:
1) К какому жанру научного стиля можно отнести данный текст:
а) выписки;
б) план;
в) тезисы.
2) Выберите верное утверждение:
а) в этом тексте только обозначены интересующие автора проблемы, но суть их не раскрыта;
б) в этом тексте не только обозначены интересующие автора проблемы, но и кратко раскрыта их суть;
в) в этом тексте не только обозначены интересующие автора проблемы, но и очень подробно, раскрыта их суть, основные положения подтверждены интересными примерами.
3) Какие способы формального выражения логических взаимосвязей между тезисами представлены в данном тексте:
а) использованием вводных слов в начале каждого тезиса;
б) оппозиционные фразы;
в) классификационные фразы.
4) Есть ли в тексте графическое обозначение логики выражения?
а) да;
б) нет
5) С чем связано отсутствие примеров и цитат в данном тексте?
а) с тем, что автор пока ещё сомневается в объективности и правильности своих выводов;
б) со стремлением автора к краткости изложения в соответствии с требованиями, предъявляемыми стилистикой к данному жанру научного стиля.
8. Прочитайте примеры изложения одной и той же темы в различных функциональных стилях. Определите, к какому из них относится каждый текст. Обоснуйте свое мнение.
Кошки
1) Кот у нас вырос такой здоровенный, а толку - чуть. Мышей не ловит, правду говорят. Только спит да ест. А в промежутках орет дурным голосом. — Разговорный стиль. Здесь используются разговорные слова (чуть, здоровенный, дурным, да) и неполные предложения. Чувствуется, что речь обращена к собеседнику.
2) Кот - домашнее животное семейства кошачьих мужского пола. Отличается от кошки большими размерами, мощными лапами и холкой, а также сильным хвостом. В зависимости от породы коты бывают как гладкошерстными, так и пушистыми. — Научный стиль. Используются специфические термины для данной области: семейство кошачьих, холка. Автор стремится максимально абстрактно и в то же время точно описать объект с разных сторон.
3) Кот — это такая пушистая теплая грелка с моторчиком; мягкая игрушка, которую можно до бесконечности тискать, гладить, расчесывать. Но главное при этом - в удовольствие для себя самого! — Публицистический стиль. Текст эмоциональный, предложения распространенные. Лексика содержит просторечные элементы: «это такая», «моторчик», «тискать». Есть метафоры: «пушистая грелка с моторчиком», «мягкая игрушка». И в то же время он довольно абстрактный, нет ни конкретных описаний, ни повествования.
4) В последние годы на улицах нашего города резко увеличилось количество бездомных кошек. Во многом это объясняется тем, что кошка - самое распространенное домашнее животное, да и, наверное, самое плодовитое. — Публицистический стиль. Текст воздействует на эмоции людей, автор хочет сообщить читателю о существовании проблемы бездомных кошек.
5) Препарат «Химола» используется, в частности, для устранения в квартире кошачьего запаха органического происхождения. — Официально-деловой. Текст абстрактный, точный, напоминает инструкцию. Опорные слова: «в частности», «запах органического происхождения».
9. Составьте по 5-6 предложений на темы «Сыктывкар», «Лето», «Небо», «Яблоко», «Университет», используя средства различных стилей.