Банкротства предприятий

Тема 5. Законодательство Украины о банкротстве

Необходимость, функции и задача института

банкротства предприятий

С момента возникновения частной собственности законы некогда не были милосердны к несостоятельным должникам. В средневековье, например, гарантом обеспечения возврата долга было не имущество, а самое лицо должника: его жизнь, личная свобода и неприкосновенность. Развитие капиталистических отношений нуждалось в других средствах борьбы с этим явлением. Постепенно в гражданском и торговом законодательстве большинства стран были внедрены нормы, направленные не на телесное наказание банкрота, а на взыскание его майна с целью удовлетворения исков и претензий кредиторов. Эти вопросы регулируются, как правило, специальным законом о банкротстве.

В мировой практике законодательство о банкротстве развивалось за двумя принципиально разными направлениями. Один из них базировался на принципах британской модели, которая рассматривала банкротство как средство возвращения долгов кредиторам, которые, соответственно, сопровождалось ликвидацией должника. Другие основы были заложены в американской модели, основная цель которой состоит в реабилитации предприятия и восстановлении его платежеспособности.

Сейчас точится также дискуссия о том, какой путь есть более эффективным: ликвидация предприятия и распродажа его активов или реструктуризация этого предприятия. Быстрая ликвидация может сократить затраты времени, особенно для кредиторов, которые, возможно, не имеют достаточно информации и ресурсов для того, чтобы дождаться более выигрышного окончания дела. Кроме этого, ликвидация может оказывать содействие ускоренной передаче ресурсов более эффективному собственнику. Ликвидация предприятий есть менее приемлемой в странах с переходной экономикой, так как уволенные таким образом ресурсы часто не могут достаточно быстро найти другого владельца и быть использованными в других видах хозяйственной деятельности. Через недостаточно развитый рынок свободные капиталы, земельные и трудовые ресурсы могут оставаться без использования на протяжении продолжительного времени, о чем мы будем говорить ниже в этом исследовании. Наличие развитого рынка капиталов является необходимым условием для эффективного применения закона о банкротстве. В противоположном случае наиболее эффективные потенциальные инвесторы, которые надлежащим образом оценивают соответствующее предприятие и способны вывести его из финансового кризиса, могут не получить необходимые финансовые ресурсы. Вместе с тем, приверженцы реорганизации твердят, что активы соответствующих предприятий будут приносить больше пользе, если они и в дальнейшем будут работать. Также в соответствующее время могут быть отсутствуют потенциальные покупатели, которые в возможности надлежащим образом оценить соответствующее имущество и заплатить соответствующую цену за него. В этом случае более приемлемым решением для всех сторон может быть сохранения предприятия и его дальнейшая работа, которая принесет им высшие поступления, чем от продажи неплатоспроможного підприємства.

Однако, в последнее время в законодательстве развитых стран наблюдается тенденция к сближению и объединению обеих указанных принципов. Особенность данной области законодательства заключается в том, что это одна из наиболее динамических сфер правового регулирования. Задачи, которое должных решать законодательство о неплатежеспособности, есть или восстановление платежеспособности (оздоровление) должника, или, как в случае невозможности его решение, проведение справедливого распределения имущественного ущерба среди сох субъектов права, чьи интересы могут быть затронуты неплатоспособностью должника.

В мировой практике существуют следующие подходу к определению целей процесса банкротства, основными из которых есть:

- стимулирование развития бизнеса (предпринимательства) и рост эффективности экономики. Угроза банкротства существенно влияет на поведение рыночных субъектов, заставляя предпринимателей осторожно принимать хозяйственные решения и поддерживать уровень рентабельности, достаточный для обслуживания долга;

- контроль хозяйственных отношений между отдельными субъектами рынка, обеспечение равенства прав, обязательств и ответственности. Банкротство должно иметь общий характер, распространяясь на все без исключения субъектов рынка независимо от организационно-правовых форм хозяйствования, размеров, форм собственности кредиторов;

- очищение рынка от недееспособных участников. Институт банкротства есть одним из инструментов регуляции развития рынка, предоставляет завершенность этому механизма. Именно рынок ежедневно заставляет одних владельцев уступать местом перед более сильными конкурентами. Освобождая рынок от банкротов, государство защищает субъектов рынка от финансовых потерь, намеренного нанесения ущерба;

- справедливое распределение денежного средства, полученное от продажи имущества банкрота, между кредиторами. Это оказывает содействие ранжированию кредиторов, т.е. определению приоритетов для удовлетворения их претензий при недостаточном количестве имущества должника. Приоритетность удовлетворения претензий устанавливается с учетом необходимости и степени защиты отдельных кредиторов, исходя из интересов государства (оплата судебных издержек и налогов), население (выплата заработной платы, социальной помощи, компенсационных убытков жизни и здоровью);

- создание условий для восстановления бизнеса в случае целесообразности и желание владельцев предприятия. Как было указано, финансовую невозможность предприятия, во-первых, может быть временной, когда стоимость активов превышает долговые обязательства перед кредиторами. Во-вторых, ситуация банкротства может быть следствием совпадения отрицательных внешних и внутренних факторов, управленческих ошибок и т.п.. В этой ситуации предприятию необходимо дать шанс выжить и восстановить свою деятельность.

Законодательство о неплатежеспособности дает возможность юридическим и физическим лицам, неспособным выполнить свои финансовые обязательства, освободиться от большей части своего долга, или же реорганизовать производство, таким образом снова приобретая финансовой стабильности.

Закон "О банкротстве" должен выполнять три основные

функции:

1. Служить механизмом предотвращения непроизводительного использования активов предприятий.

2. Быть инструментом реабилитации предприятий, которые оказались на границе банкротства, однако имеют значительные резервы для успешной финансово-хозяйственной деятельности в будущему, как правило, такая реабилитация предусматривает финансовую реорганизацию.

3. Оказывать содействие как наиполнейшему удовлетворению претензий кредиторов.