Методика обучения решению простых задач, решаемых действиями умножения и деления

Умножением и делением решаются задачи следующих видов:

- на нахождение суммы одинаковых слагаемых;

- на деление по содержанию;

- на деление на равные части;

- на увеличение или уменьшение числа в несколько раз (прямая форма);

- на увеличение или уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма);

- на кратное сравнение;

- на нахождение неизвестного делителя, делимого, множителя;

- связанные с величинами.

Задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых.

Подготовительная работа к введению этих задач начинается в 1 классе при изучении сложения и вычитания. Она сводится к решению задач на нахождение суммы одинаковых слагаемых.

При ознакомлении с решением задач на нахождение произведения учащиеся должны уяснить, что сумму одинаковых слагаемых можно заменить произведением, должны усвоить новую запись и понимать, что обозначает каждое число в этой записи.

Здесь раскрывается смысл действия умножения (См тему N ?).

Длительное время, до тех пор пока дети не усвоили таблицу умножения, используется двойная запись решения задачи, чтобы дети усвоили смысл каждого компонента. Переходить к записи решения только. Переходить к записи решения только умножением надо только тогда, когда дети сами сразу будут предлагать запись решения действием умножения и усвоят таблицу умножения.

Задачи на деление по содержанию и на деление на равные части

В процессе решения задач на деление по содержанию и на деление на равные части раскрывается конкретный смысл деления (См тему N?).

Сначала рассматривается деление по содержанию, а затем на равные части.

Подготовительная работа для решения задач одного и другого вида имеет целью обогатить опыт детей в практическом оперировании множествами и предметами.

На первых порах при решении задач следует пользоваться наглядными пособиями, результат находить путем счета, после этого записывать решение.

Задачи на увеличение или уменьшение числа в несколько раз(прямая форма)

Прежде, чем приступить к задачам этого вида, с детьми необходимо провести соответствующую подготовительную работу по уяснению соответствующих понятий и терминов. Целесообразно использовать индивидуальную наглядность.