Виды простых задач, решаемых в начальных классах

Тема 16. Методика обучения решению простых задач

 

План

1. Роль простых задач в обучении математике младших школьников

2. Виды простых задач

3. Методика обучения решению простых задач на сложение и вычитание

4. Методика обучения решению простых задач на умножение и деление

 

Роль простых задач в обучении математике младших школьников

В курсе математики начальных классов простым задачам отводится особое место. Простые задачи - это основа основ, умение решать их – это фундамент, на котором строится умение решать более сложные задачи. В процессе решения простых задач раскрывается смысл термина "задача", формируется ряд умений:

- умение читать задачу (понимать значение слов в ней, выделять главные (опорные) слова;

- умение выделить условие и вопрос задачи, известное и неизвестное (данное и искомое);

- умение устанавливать связь между данными и искомым, выбирать нужное арифметическое действие, обосновывать его выбор;

- умение записывать решение и ответ задачи.

В ходе решения простых задач учащимися усваивается смысл арифметических действий, связи между компонентами и результатами действий, зависимости между величинами и другие вопросы.

Решение простых задач дает богатый материал для развития и воспитания учащихся.

 

Виды простых задач, решаемых в начальных классах

В начальных классах школы рассматриваются различные виды простых задач. Классификацию простых задач можно проводить по разным основаниям. Так в методике под редакцией А.Н.Скаткина предложена классификация задач, где выделяются задачи на нахождение суммы, остатка, разности, произведения, отношения и на деление на равные части. Затем для каждой из этих задач составляются две обратные.

В "Методике преподавания арифметики в начальной школе" авт. А.С.Пчелко, 1953 г. при классификации простых задач выделяются группы задач:

1) задачи на сложение

2) задачи на вычитание

3) задачи на умножение

4) задачи на деление

В методике под ред. М.А.Бантовой дана классификация, в основу которой положено функциональное назначение простых задач.

Все простые задачи разделены на группы.

I. Задачи, направленные на раскрытие смысла арифметических действий.

При решении задач этой группы дети должны уяснить конкретный смысл каждого из арифметических действий. Эта группа объединяет 5 видов задач.

1. Задачи на нахождение суммы двух чисел.

Пример. Саша поймал 4 рыбки, а Леша 3 рыбки. Сколько всего рыбок поймали дети?

2. Задачи на нахождение остатка.

Пример. В корзине было 10 морковок. 3 морковки отдали кроликам. Сколько морковок осталось в корзине?

3. Задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых.

Пример. Тетрадь стоит 2 рубля. Сколько стоят три таких тетради?

4. Задачи на деление на равные части.

Пример. 10 тетрадей раздали 5 ученикам поровну. Сколько тетрадей получил каждый ученик?

5. Задачи на деление по содержанию.

Пример. Мама раздала детям 12 яблок, по 4 яблока каждому. Сколько детей получили яблоки?

II. Задачи, раскрывающие связи между компонентами и результатами арифметических действий.

Решая задачи этой группы, учащиеся усваивают зависимость между компонентами и результатами арифметических действий. В эту группу входят следующие виды задач.

1. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

Пример. Миша и Саша поймали 10 жуков. Миша поймал 6 жуков. Сколько жуков поймал Саша?

2. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого.

Пример. У девочки было несколько шаров. Когда она отдала подруге 3 шара, у нее осталось 5 шаров. Сколько шаров было у девочки?

3. Задача на нахождение неизвестного вычитаемого.

Пример. В гараже стояло 8 машин. После того, как несколько машин выехало, в гараже осталось 5 машин. Сколько машин выехало?

4. Задача на нахождение неизвестного множителя.

Пример. Первый множитель 2, второй неизвестен, произведение 8. Найти второй множитель.

5. Задачи на нахождение неизвестного делимого.

Пример. Делитель 2, частное 5. Найти делимое.

6. Задачи на нахождение неизвестного делителя.

Пример. Делимое 12, частное 4. Найти делитель.

III. Задачи, раскрывающие отношения между числами.

При решении задач этой группы раскрываются отношения между числами "быть равными", "быть больше или меньше на столько единиц" или "быть меньше во столько раз". Здесь раскрывается новый смысл арифметических действий. В эту группу входят 6 видов задач, связанных с понятием отношения и 6 видов задач, связанных с понятием разности.

Возьмем условие:

Тетрадь стоит 3 рубля, альбом стоит 12 рублей. Составим все виды задач этой группы.

Разность Отношение
1. Т.-3 р. Ал.-12 р. На сколько альбом дороже тетради? Вид: разностное сравнение со словами «на сколько больше?» 1. Т.- 3 р., Ал.-12 р. Во сколько раз альбом дороже тетради? Вид: кратное сравнение со словами «во сколько раз больше?»
2. Т.-3 р. Ал.- 12 р. На сколько тетрадь дешевле альбома? Вид: разностное сравнение со словами «на сколько меньше?» 2. Т.- 3 р., Ал.-12 р. Во сколько раз тетрадь дешевле альбома? Вид: кратное сравнение со словами «во сколько раз меньше?»
3. Т.-3 р. Ал.-? на 9 р. дороже, чем тетрадь Вид: увеличение числа на несколько единиц (прямая форма) 3. Т.-3 р., Ал.-? в 4 раза дороже, чем тетрадь Вид: увеличение числа в несколько раз (прямая форма)
4. Т.-3 р. Ал.-? на 9 р. дешевле тетради Вид: уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма) 4. Т.-3 р., Ал.-? в 4 раза дешевле тетради Вид: уменьшение числа в несколько раз (прямая форма)
5. Т.- 3 р., на 9 р. дешевле альбома. Ал. - ? Вид: увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма) 5. Т.- 3 р., в 4 раза дешевле, чем альбом. Ал. - ? Вид: увеличение числа в несколько раз (косвенная форма)
6. Ал.- 12 р., на 9 р. дороже тетради Т. - ? Вид: уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма) 6. Ал.- 12 р., в 4 раза дороже тетради Т. - ? Вид: уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма)

IV. Задачи, раскрывающие связи между величинами

При решении задач этой группы дети усваивают названия величин и связи между величинами: а) цена, количество, стоимость; б) масса одного предмета, количество предметов, общая масса; в) скорость, время, расстояние; г) длина, ширина, площадь прямоугольника и др.