Охарактеризовать ситуативную, контекстную и объяснительную формы речи дошкольника.

Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является появление ее новых форм - контекстной и объяснительной. Исследование A.M. Леушиной отразило mспецифику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она понятна при учете ситуации, с опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом.

На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В то же время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность.

Ситуативная речь присутствует у дошкольников в рассказах на темы из своего быта, при пересказе с введением картинок. Но даже в 3-4 года ситуативность речи менее выражена при пересказе без использования картинок.

У старших дошкольников ситуативность речи заметно снижается и в бытовых рассказах, и в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной.

Важно подчеркнуть, что степень связности речи прямо определяется обучением ребенка. Притом решающее значение имеет словарный образец взрослого.

К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь.

Ситуативная речь — основная форма речи младшего ребенка — постепенно начинает уступать место контекстной речи, речи-сообщению. Контекстная речь, т. е. связная, характеризуется тем, что ее понимание собеседником возможно на основе одних только средств языка и не требует опоры на конкретную ситуацию.

Контекстная форма речи требует развернутого, полного, логически стройного изложения, новых грамматических форм. По своей структуре контекстная речь приближается к письменной. Важной чертой контекстной речи является произвольность. Например, семилетний ребенок, только что поступивший в 1-й класс, рассказывает: «В детском саду было очень интересно. Там мы много играли, рисовали, пели. Нас учили заниматься. Учиться нужно, чтобы грамотным стать, чтобы потом работать на заводе инженером. или там. врачом в больнице» (Л. А. Калмыкова). В своих рассказах дети опираются на имеющийся у них опыт, знания. Кроме фактического материала они используют и вымышленные факты, придумывая рассказы, носящие творческий характер.

Контекстная речь у ребенка не вытесняет полностью ситуативную. Ребенок пользуется то одной, то другой формой, в зависимости от характера общения и сообщаемого содержания. Ситуативностью отличается речь детей на темы из своего быта. При пересказывании ситуативность заметно снижается, но если ввести опору на наглядность, например картинки, речь становится более ситуативной. Раньше всего дети переходят к связному изложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, вызвавших эмоциональные переживания, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении.

Развитие самостоятельной практической деятельности побуждает развитие интеллектуальной практической функции речи (рассуждение, объяснение спосо-бов действий, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.)

 

 

Практические задания

1. понимание ребенком 2-4 лет предлога. (Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, Владос, 1995 – с 225 Задание 6)
приготовить коробку с цветными карандашами, блюдце, чашку, ложку, коробочку из бумаги, круг диаметром 3см.
проведение: предлагается ребенку выполнить ряд заданий:
1. достать карандаш ИЗ коробки
2. положить карандаш ЗА коробку
3. положить карандаш ОКОЛО коробки
4. положить карандаш В коробку
5. положить карандаш НА коробку
6. поставить чашку НА блюдце
7. положить ложку В чашку
8. положить ложку НА чашку
9. положить ложку ОКОЛО чашки
10. положить кружок В коробку
11. положить кружок ПОД коробку
12. положить кружок ЗА коробку
13. положить кружок ОКОЛО коробку
Обработка: подсчитывается число правильно выполненных заданий во всех возрастных группах. Анализируют, понимание предлогов как грамматической формы, выражающей отношения между предметами, в разных ситуациях детьми разного возраста.
2. понимание ребенком 4-7 лет суффиксов (Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, Владос, 1995 – с 225-226 Задание 7 )
Подготовка: придумать сказку со словами: ларенок, ларище, лафитница, кашемирщик.
Проведение: 1) ребенку называют три незнакомых слова: лар-зверь, лафит-сладкий квас, кашемир-материя и объясняют их. Затем задают вопросы что такое лар, лафит, кашемир? Чтобы проверить усвоение. Потом рассказывают сказку и просят объяснить слова ларенок, ларище, лафитница, кашемирщик. 2) ребенку предлагают произвести уменьшительные слова от исходных: окираф, овсе, желудь, дуб, лев, страус? Пузырек, нос, волк, гвоздь.
Обработка: подсчитывается количество детей правильно понимающих значение суффиксов и выполняющих задание по самостоятельному словообразованию (в%).
3. словарный состав, грамматический и синтаксический строй речи у детей 3-7 лет. (Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, Владос, 1995 – с 227-230 Задание 8 )
Подготовка: за день до исследования читают сказку «Репка» без иллюстраций.
Проведение: ребенка просят рассказать сказку репка. Установка на пересказ не дается. Речь точно фиксируют в протоколе. Отмечают выразительность, наличие мимических и пантомимических движений.
Обработка: на основании данных таблиц составляется одна с заключениями
Словарный запас
Возраст

Состав речи


Существительные

глаголы

Прилаг

наречия

Местоим.

междометия


собственные

нарицательные

 


Виды предложений
Возраст

Виды предложений


простые

ССП

СПП

 

Состав предложений
Возраст

нераспространенные

распространенные


С дополнением

С определением

С обстоятельством

 

4. Осознание звукобуквенной структуры слов(Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, Владос, 1995 – с233-234 Задание 11 )
сравнение слов . называют пару слов и ребенок должен решить какое из них короткое, а какое длинное, обосновывая это чем то. Подсчитывается количество правильных ответов, обращая внимание на объяснение ребенка. Ребенок может указывать на число слогов.

Вопросы для самоконтроля