Функции речи дошкольника.

ВНЕШНЯЯ речь. Функции:

1 - указательная (знак указывает на объект), или индикативная.

2 - "назывательная" (знак называет объекты), или номинативная.

3 - означивающая (знак не существует без значения), или сигнификативная.

4 - гностическая(за знаком стоит речь, знаки - форма передачи культуры).

Раскрыть планирующую, регулирующую и коммуникативную функции речи.

Функции эгоцентрической речи – будущей внутренней: планированиеи регуляциядействий.

Коммуникативная функция, или функция общения. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи. Эта речь представляет собой вопросы, возникающие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы, наконец, определенные требования. Сходные с ситуативной речью функции несет контекстная речь. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия. Примерами такой речи могут быть пересказ книг, рассказ об интересном предмете или ситуации, которые не могут быть поняты слушателем без вразумительного изложения.

Регулирующая функция речи проявляется в сознательной регуляции деятельности. Регулирующую функцию речи и языка в психологии речи принято дифференцировать:
– на саморегулятивную — с помощью речи планируется собственное поведение. (Например, некто говорит сам себе: «Не волнуйся! Все в порядке»; или: «Сначала перейду площадь, потом пойду налево, заверну за угол»);
– индивидуально-регулятивную функцию – речевое воздействие оказывается на одного человека;
– коллективно-регулятивную — с помощью речи воздействие осуществляется на группу людей. Например, беседа с приятелями, публичная лекция, выступление по радио, статья в журнале и т. п. Производная от регулирующей регулятивная функция используется для управления поведением коммуникантов – участников речевого общения («делай так, как я хочу»). Например: «Иди!»; «Прочитай эту книгу!»

Речь также является способом планирования и регуляции практического поведения (планирующая функция).