Воспитательная система школы.
Воспитательная система школы – это совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания.
Воспитательная система школы № 825 г. Москвы(директор – Владимир Абрамович Караковский, народный учитель, доктор педагогических наук).
а) Концептуальные положения:
- воспитание – это педагогическое управление процессом развития личности;
- цель воспитания – максимальное развитие личности;
- воспитание не универсально и вовсе не всеохватно, поэтому не следует преувеличивать его значение; но там, где необходимо, оно должно совершаться высоко качественно и профессионально;
- воспитание должно быть природосообразным;
- воспитание должно быть культуросообразным;
- воспитание успешно, если оно системно.
б) Принципы воспитательной системы:
- обучение и воспитание должны освещаться высокой целью;
- обучение и воспитание эффективны там, где есть постоянная заинтересованность взрослых в ребенке;
- высокая требовательность к ученику должна включать в себя уважение к его человеческому достоинству;
- обучение и воспитание взаимосвязаны (обучая, воспитывать; воспитывая, обучать);
- обучение и воспитание – это взаимодействие педагога и воспитанника, основанное на взаимопонимании, это творческое содружество единомышленников;
- обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны; творчество учителя – важнейший признак педагогической культуры;
- воспитательный процесс дискретен («дискретность» - «прерывистость»); ребенок не все время находится под воздействием школы, поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающимся, воспитывающим;
- ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний;
- главным инструментом воспитания является коллектив школы, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.
Коллектив – это цель или средство воспитания? Пока коллектива нет, то его создание является целью. Когда коллектив создан, то он превращается в средство воспитания личности.
Воспитательная система школы имеет годовой цикл (несколько ключевых школьных дел, представляющих воспитательные комплексы). В этих комплексах участвуют все ученики школы и все учителя, независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. При этом важно не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия возрастов, чтобы старшие руководили младшими, младшие помогали старшим и учились у них.
Непременные черты каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равные партнеры, что создает атмосферу общей увлеченности и ответственности.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Сущность воспитательного процесса.
2. Закономерности процесса воспитания.
Задания для контроля знаний: