Движущие силы процесса воспитания.
Противоречия – это движущие силы процесса воспитания.
Противоречия бывают внешними и внутренними.
Внешние противоречия:
- противоречие между объективно существующими нормами и поведением окружающих людей (нередки случаи, когда ученик является свидетелем таких поступков сверстников и взрослых, которые идут вразрез с общественными нормами);
- противоречие между внешними требованиями и поведением самого учащегося;
Внутренние противоречия:
- противоречие между реальными данными ребенка и требованиями общества к его поведению и деятельности;
- противоречие между позицией воспитанника и его стремлением к самостоятельности;
- противоречие между притязаниями школьника и его возможностями (это противоречие может быть выражено открыто в поведении: пообещал – не выполнил, взялся за дело – не окончил; но оно может быть и скрытым – тогда в воспитательном процессе возникает конфликтная ситуация);
- противоречие между потребностями и способами их удовлетворения (если потребность школьника удовлетворяется, то противоречие снимается на ранних стадиях; но бывает так, что потребность удовлетворяется не сразу, в этой ситуации возникает противоречие).
Таким образом, преодолевая противоречие, личность поднимается в своем развитии. И наоборот, движение личности приостанавливается, если противоречие продолжает существовать.