Движущие силы процесса воспитания.

Противоречия – это движущие силы процесса воспитания.

Противоречия бывают внешними и внутренними.

Внешние противоречия:

- противоречие между объективно существующими нормами и поведением окружающих людей (нередки случаи, когда ученик является свидетелем таких поступков сверстников и взрослых, которые идут вразрез с общественными нормами);

- противоречие между внешними требованиями и поведением самого учащегося;

Внутренние противоречия:

- противоречие между реальными данными ребенка и требованиями общества к его поведению и деятельности;

- противоречие между позицией воспитанника и его стремлением к самостоятельности;

- противоречие между притязаниями школьника и его возможностями (это противоречие может быть выражено открыто в поведении: пообещал – не выполнил, взялся за дело – не окончил; но оно может быть и скрытым – тогда в воспитательном процессе возникает конфликтная ситуация);

- противоречие между потребностями и способами их удовлетворения (если потребность школьника удовлетворяется, то противоречие снимается на ранних стадиях; но бывает так, что потребность удовлетворяется не сразу, в этой ситуации возникает противоречие).

Таким образом, преодолевая противоречие, личность поднимается в своем развитии. И наоборот, движение личности приостанавливается, если противоречие продолжает существовать.