Место и роль дисциплин статистического блока в экономическом образовании

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ

Термин статистика, для большинства из нас ассоциируется с цифрами, появляющимися в различных публикациях, отчетах, новостях: уровень инфляции, рост ВВП, рейтинг политиков и др. В дебатах об экономике, образовании, социальной политике аргументами чаще всего выступают статистические данные. Все это, безусловно, так, но в эпоху вхождения человечества в информационную цивилизацию, эпоху компьютерных технологий статистика, как область научного знания, прежде всего, призвана дать методологическую основу и инструментарий, позволяющие представить всю логическую последовательность работы с информацией (данными) от сбора и накопления её первичных единиц, до построения и анализа агрегированных показателей, отражающих сущность и закономерности функционирования различных систем.

Работа с данными, их анализ важны во всех сферах профессиональной деятельности. Контроль качества, эксперимент в медицине и биологии, предсказание результатов выборов, прогнозы потребительских предпочтений, закономерности динамики экономических, финансовых индикаторов, - все это области приложения статистики.

Как невозможно отказаться от использования слов, так же невозможно избежать использования статистических, цифровых данных. Однако, так же как и слова в тексте становятся бессмысленными или приобретают ложный смысл, если их написал не достаточно грамотный человек, так же и цифровые данные не интерпретируемы сами по себе, их так же надо уметь читать. Человек, пишущий текст, может расположить слова таким образом, чтобы его аргументы звучали убедительно, а может сделать их несвязными и бессмысленными. Соответственно и в результате предвзятых или просто неграмотных манипуляций с информацией можно получить неадекватные, вводящие в заблуждение результаты.

Многие знают знаменитую фразу английского политика Дизраэли: есть ложь, большая ложь и статистика. Но он же сказал, что кто владеет информацией, тот владеет миром!

Статистическая грамотность, а именно, умение следовать за числовой аргументацией, понимать и применять её – сегодня важны везде. Поэтому изучение статистики становится основой современного образования. Необходимо учиться статистике, чтобы уметь читать и понимать данные, воспринимать их критически, привлекать к анализу те числовые данные, которые дают однозначные ответы на поставленные вопросы. Статистика учит как собирать, организовывать и анализировать числовые данные, дает широкий спектр инструментов для анализа информации во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и для оценки риска, что особенно актуально в рыночной, конкурентной среде.

В последнее время все более распространенным становится мнение, что статистическое мышление (цифровая грамотность) станут в будущем столь же необходимыми для людей, как и умение читать и писать. Многие считают, что это время уже наступило.

В журнале BusinessWeek (№2, 2006 год) была помещена интересная статья обозревателя Стивена Бейкера «Как цифры изменят мир». Автор пишет о том, что 21 век станет веком математики и статистики, поскольку только с их помощью бизнес сможет выживать во все возрастающих информационных потоках. Он приводит множество конкретных интереснейших примеров, когда использование математических и статистических методов в рекламе, маркетинге, финансах позволило фирмам резко увеличить доходы, выйти на новые рубежи.

Говоря о статистике автор статьи пишет: «Статистика, учет вероятностей – … сейчас важны для бизнесменов и потребителей, поскольку мы постоянно сталкиваемся с большими массивами данных. Счастливчики будут знать, как использовать статистику, и понимать, не обманывают ли их.

Эти навыки полезны, занимаетесь ли Вы расчетом финансовых моделей в Goldman Sachs или составлением маркетинговых планов для Ford».

Существует множество забавных историй о статистике. Приведем одну из них. Знаменитый воздухоплаватель начала века Малколм Форбс во время полета на одном из своих воздушных шаров сбился с курса и вынужден был приземлиться в неизвестном месте по середине кукурузного поля. Приземлившись, он заметил человека, который шел по направлению к нему. Форбс спросил его: “Сэр, не подскажете ли Вы мне, где я?” Прохожий ответил: “Конечно, Вы находитесь в корзине по середине кукурузного поля”. В ответ Форбс спросил прохожего еще раз: “Вы случайно не статистик?”. Мужчина изумился: “Как Вы догадались!?” “Очень просто” - ответил Форбс - “Ваша информация краткая, точная и абсолютно бесполезная”.[1] Цель нашего курса убедить Вас, что информация, являющаяся результатом хорошего статистического анализа, всегда краткая, точная и никогда не бывает бесполезной! Главную идею, суть статистики, наверное, лучше всех отразил знаменитый английский экономист Мэйнард Кейнс: “Лучше быть приблизительно правым, чем абсолютно точно ложным”. Статистика учит нас как быть, по крайней мере, приблизительно правым в большинстве случаев.