Профессиональная ориентация и профессиональное обучение безработных

Профессиональная ориентация — это деятельность специа­лизированных органов по ознакомлению граждан, в первую очередь молодежи, вступающем" в трудоспособный возраст, а также безработных, с особенностями тех или иных специальностей и про­фессий, с их экономической общественной значимостью и требо­ваниями, которые они предъявляют к работнику с целью оказания помощи людям в выборе вида труда, специальности и профессии.

Видами профориентационной работы являются профессио­нальная информация и профессиональная консультация.

Профессиональная информация — это система ознакомления населения: а) с состоянием и перспективами рынка труда, спроса и предложения на нем, избыточными и дефицитными профессия­ми; б) с особенностями различных профессий, на основе паспор­тов профессий, их описаний, экскурсий на предприятия, встреч со специалистами, кино- и видеоматериалов и др.; в) с возможностя­ми трудоустройства, получения специальности и профессии, про­фессиональной подготовки, переподготовки и повышения квали­фикации.

Паспорт профессии предоставляет собой документ, в котором содержится описание профессии, производственно-техническая характеристика трудового процесса, социально-экономическое значение профессии, санитарно-гигиеническая и медицинская ха­рактеристика работы, противопоказания и условия труда, психо­физиологическая характеристика предполагаемого исполнителя (сумма психофизиологических качеств человека, которые предъяв­ляет профессия к работнику необходимых для успешного труда), квалификационная характеристика профессии (требуемый уро­вень общих и специальных знаний, умений и навыков).

Профессиональная консультация — это специализированная помощь человеку в выборе для него сферы деятельности, про­фессии, должности на основе анализа его индивидуальных свойств, интересов, способ гостей и территориально-отраслевых потребностей в кадрах, помощь в определении направления и ва­риантов профессиональной: подготовки, в подборе мест обучения и работы.

Профориентация проводится органами народного образования, территориальными органами службы занятости населения, там же проводится работа по психологической поддержке граждан, оказав­шихся в растерянности в связи с отсутствием работы. Психологиче­ская поддержка направлена на развитие у безработных граждан навыков адаптации к условиям безработицы, повышению их само­оценки и уверенности в успехе, усилению мотивации к поиску ра­боты или самозанятости.

Важным направлением государственной активной политики занятости и социальной поддержки лиц, оставшихся без работы, является профессиональная подготовка населения. Проведение разнообразных учебных мероприятий улучшает профессиональные качества работников, усиливает конкурентоспособность нера­ботающего населения путем обучения новым профессиям, повы­шения квалификации, переподготовки, исходя из ситуации на рын­ке труда.

Многие ученые признают это направление главным при проведении активной политики на рынке труда, поскольку перспективы занятости, особенно в условиях структурной перестройки, жестко увязаны с развитием человеческих ресурсов: хорошее образование и квалификация надежно предохраняют трудящихся от безработицы.

Так, доля временно лишившихся работы в США среди занятых преимущественно умственным трудом в 2-3 раза ниже, чем у работников физического труда, а у обладающих высшей квалификацией норма безработицы меньше по сравнению с остальными в 4-7 раз. Аналогичную картину можно наблюдать и в странах Восточной Европы: хотя первоначально безработица была сконцентрирована на квалифицированных работниках, сейчас самые высокие уровни безработицы имеют место среди неквалифицированных трудящихся.

Данные программы разрабатываются и принимаются на уровне законодательных органов или осуществляются путем совместного участия государства и предпринимателей в организации профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Они ориентированы в первую очередь на лиц, потерявших работу в связи с тем, что их прежняя профессия устарела, на тех, кто не может больше трудиться по своей специальности из-за болезни, на молодежь, не получившую необходимого профессионального образования, на женщин-домохозяек, решивших вернуться на рынок рабочей силы.

Обычно кандидатов для прохождения обучения подыскивает государственная служба занятости. Она же устраивает учебу и предоставляет стипендии. Размеры стипендии по российскому законодательству определяются на тех же основаниях, что и пособие по безработице.

Профессиональная подготовка может проходить в специальных центрах или в рамках программ непрерывного обучения на предприятии. В центрах учеба строится так, чтобы обеспечить людей профессией широкого профиля. Ее высокая эффективность гарантируется применением индивидуальных планов, учитывающих способности и знания каждого учащегося, модульным принципом построения учебных программ и современным оборудованием мастерских, включая компьютеры. Для составления учебных курсов привлекаются ведущие специалисты университетов и промышленных фирм. Оплата преподавательского состава проводится на уровне, который существует для работников их класса в частном секторе' Общая продолжительность обучения варьируется от нескольких недель до 3 лет в зависимости от степени сложности профессии и индивидуальной подготовки и возможностей ученика. Такие центры могут быть как государственными, так и частными. В последнем случае служба занятости на конкурсной основе заключает с ними контракты, предусматривающие государственное финансирование программы (включая выплату проходящим ее стипендии) и контроль за качеством профессиональной подготовки, а также нахождение окончившим обучение работы с заработной платой не ниже определенного предела.