Государственное регулирование занятости населения: функции и методы

Политика занятости в условиях реформирования экономики сводится к объективной оценке и согласованию общественных и лич­ных интересов участников производственных отношений и обоснова­нию путей наиболее эффективного использования физических и твор­ческих способностей трудоспособного населения.

Исходя из этих задач определены следующие функции регулирования:

Ориентирующая, состоящая в научно обоснованном выборе приоритетных целей, определении основных направлений разви­тия занятости населения;

Социальная, которая заключается в определении обществен­ных и личных потребностей граждан в различных видах обществен­но полезной деятельности и возможностей их удовлетворения;

Упреждающая, назначение которой состоит в предвидении и описании возможных негативных последствий в сфере занятости и принятии тех или иных управленческих решений.

Государственное регулирование занятости населения мож­но определить как совокупность принципов, методов и инструмен­тов воздействия государства на процессы формирования, распре­деления, обмена и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание без­работицы в пределах социально допустимого уровня. В условиях формирования рыночной системы хозяйствования управление за­нятостью населения приобретает качественно новое содержание.

Система государственного регулирования представляет со­бой сложный механизм, включающий комплекс разнообразных форм и методов воздействия государства на процессы занятости насе­ления.

По характеру влияния на трудовую деятельность методы го­сударственного регулирования делятся на:

1.Прямые.

2.Косвенные.

Прямые методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, реализуясь в создании фондов и разработке специальных программ занятости; установлении систем оплаты труда и форм договорных отношений и т.д.

Основными прямыми регуляторами являются: го­сударственный заказ (тренд), квоты, лицензии, прямое бюджет­ное финансирование, целевые государственные программы.

Кос­венные методы создают заинтересованность субъектов хозяйство­вания в определенных действиях и реализуются преимущественно через механизмы налоговой и кредитной политики.

По форме участия государства в регулировании занятости можно выделить следующие методы:

1.Законодательно-правовые.

2.Социально-экономические.

3.Административно-организационные.

В последнее время некоторые экономисты в качестве самостоятель­ной формы стали выделять социально-психологические методы.

Наиболее важным является законодатель­ное регулирование занятости населения. Оно включает регламен­тацию отношений между работодателями и работниками по пово­ду найма, увольнения, оплаты и условий труда на основе закреп­ления в законодательном порядке организационных форм обеспе­чения занятости населения, а также их отношений с государственными структурами и органами самоуправления раз­личных уровней, предусматривает установление правового поло­жения субъектов на рынке труда, закрепление льгот и гарантий для отдельных категорий населения. Законодательное регулиро­вание, прежде всего, основано на Конституции РФ, которая юридически закрепляет право граждан на труд, вы­бор профессии, рода занятий и работы. Правовой базой регули­рования трудовых отношений являются Трудовой кодекс, нормативно-законо­дательные документы по оплате и охране труда, договоры подряда, трудовые соглашения. Основным законодательным актом по регу­лированию занятости населения выступает закон "О занятости населения в РФ".

Центральное место в системе государственного регулиро­вания принадлежит экономическим методам, которые реализуют­ся через систему налоговых, денежно-кредитных механизмов, бюд­жетное финансирование, государственные ограничения (лицензии, квоты, госзаказы) и др. Экономический механизм регулирования занятости населения основан на формировании материальной базы обеспечения государственных гарантий в сфере трудовых отно­шений. Для создания благоприятных экономических условий, без которых невозможно решение проблемы повышения эффективнос­ти занятости, государство должно проводить соответствующую налоговую и денежно-кредитную политику, обеспечивающую ста­бильность экономической среды, активизацию структурной пере­стройки производства и стимулирующую расширение малого пред­принимательства. Необходимо обеспечить равные возможности и доступ для предприятий всех форм собственности к ресурсам, рынку сбыта товаров, кредитам, новым технологиям и т.д. Эконо­мическое регулирование должно базироваться, прежде всего, на инвестиционной, финансово-кредитной и налоговой политике, на­правленных на стимулирование создания новых рабочих мест, повышение качества и мобильности рабочей силы, развитие малого и среднего бизнеса.

Оно включает следующие элементы:

· Инвестирование в экономику и человеческий капитал, на­правление капитальных вложений для расширения сферы прило­жения-труда в приоритетных ее отраслях;

· Совершенствование налоговой политики, разработка сис­темы льгот в целях расширения хозяйственной деятельности и занятости населения;

· Льготное кредитование субъектов хозяйствования для сти­мулирования создания новых рабочих мест;

· Трансформация форм собственности на основе разгосу­дарствления и приватизации предприятий;

· Создание рыночной инфраструктуры;

· Реформирование системы оплаты труда в направлении уси­ления ее воспроизводственной и стимулирующей функций;

· Устранение резкой дифференциации в доходах и повыше­ние уровня социального обеспечения различных категорий насе­ления.

Социальные механизмы государственного управления на­правлены на формирование системы защиты трудовых прав граж­дан в условиях структурной перестройки экономики и реализации механизма банкротства предприятий, развитие социального парт­нерства, содействие обеспечению занятости лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и обеспечение социальной защиты населения на основе создания системы стра­хования от безработицы.

Следует отметить, что социально-экономические регулято­ры оказывают в основном косвенное воздействие на процессы в сфере занятости и способствуют преимущественно расширению спроса на рабочую силу.