Использование наглядных пособий. Формы наглядности
Тема 9. НАГЛЯДНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.
План.
1. Использование наглядных пособий. Формы наглядности
2. Методические рекомендации по использования средств наглядного обучения
Использование наглядных пособий. Формы наглядности
Одна из важных проблем в методике преподавания экономических дисциплин – проблема использования наглядных пособий. Для восприятия информации и запоминания материала следует включать в познавательный процесс несколько органов чувств. Исследования показывают, что с помощью зрения человек воспринимает 83 % информации, слуха – 11 %, запаха – 3,5 %, прикосновения – 1,5 %.
Необходимость активного применения наглядных пособий вызвана следующими обстоятельствами:
во-первых, на основании живого созерцания формируются чувственные образы и понятия;
во-вторых, обеспечивается связь абстрактных положений с жизнью. Изучение экономического материала осуществляется путем восхождения от конкретных образов к абстрактному мышлению, так и движением мысли от абстрактного к конкретному;
в-третьих, активизируются мыслительные процессы. Сочетание живого слова с образами эмоционально влияет на обучаемых, привлекает к обсуждаемому вопросу, что способствует прочности запоминания.
Наглядное обучение – это обучение на конкретных образах. При изучении экономики используются различные средства наглядности. Многие авторы классифицируют наглядность: на внутреннюю и внешнюю (см. рис. 9.1).
Внутренняя наглядность предполагает использование сложившихся в сознании образов, ассоциаций, логических связей для создания новых образов.
Внешняя наглядность – это комплекс естественных и специально созданных средств обучения. В свою очередь средства внешней наглядности делятся на натуральные, словесно-образные и изобразительные.
Натуральные средства представляют собой предметы, изделия, которые используются в естественном виде.
При изучении экономических дисциплин широко используется словесно-образная и изобразительная наглядность.
Словесно-образная наглядность – это использование художественных образов, сравнений, образцов устного народного творчества. Она помогает ярче раскрыть экономические явления, облегчив тем самым процесс восприятия и усвоения теоретического материала: эмоциональность воздействия на аудиторию слушателей. Так, стремление крестьян получить землю и стать ее хозяином выражены в поэме Я. Коласа «Новая земля». Герой поэмы Михаил говорит:
«А где же выход? Где спасенье,
От рабской доли избавленье?
Один лишь выход есть – земля!
Свой угол и свои поля. –
Земля поднять на ноги может,
Земля, как друг, тебе поможет,
Земля даст волю, даст и силы.
Земля послужит до могилы.
Земля – опора детям в жизни,
Земля – начало всей отчизны!»
Художественная иллюстрация помогает не только пониманию, но и запоминанию. Одна и та же идея, но в разной форме, запомнится надолго.
Изобразительная наглядность означает применение искусственно созданных средств обучения. По технике исполнения и способу воспроизведения изобразительные средства классифицируют:
1) образные (портреты, фотографии, картины);
2) условные (схемы, рисунки, диаграммы, графики);
3) технические средства обучения (проектор, телевизор, интерактивная доска).
Использование средств наглядности в курсе экономических дисциплин способствует претворению в практику обучения таких принципов дидактики как научность, доступность и прочность усвоения знаний.
Средства наглядности воздействуют на психику обучаемых. Знания приобретают личностный характер, основанный на использовании органов чувств и, прежде всего зрения. Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Средства наглядности выполняют определенные функции в учебном процессе и, прежде всего, познавательную. Наглядность может выступать как источник учебной проблемы, способ представления результата, средство систематизации знания. При изучении экономики происходит соединение абстрактного мышления с конкретными образами. Например, определение фирмы как человека или группы людей, преобразующих ограниченные ресурсы в полезности с целью максимизации прибыли раскрывает наиболее общие существенные стороны явления. Иллюстративное представление организационно-правовых форм фирм с использованием плаката или проектора позволяет конкретизировать это явление и включить зрение в процесс усвоения.
Следующей функцией является мотивационная. Знания включают собственные переживания и эмоции студентов. Посредством эмоционального воздействия привлекается внимание аудитории к обсуждаемому вопросу.
Переживание жизненного смысла явлений и ситуаций интенсифицирует учебный процесс, повышает прочность запоминания.