Совокупность связей, возникающих между индивидами в процессе их взаимодействия, называют индивидуальными (или межличностными) отношениями.

Такие связи приобретают устойчивый и длительный характер в тех случаях, когда они обусловлены коренными интересами не только отдельных личностей, но и целых со­циальных групп (экономическими, политическими, культурными и т.д.), и несут на себе печать тех социальных статусов и ролей, кото­рые выполняют данные индивиды и группы в обществе.

Социаль­ные отношения — это совокупность многообразных связей, возни­кающих между отдельными индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политиче­ской, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих соци­альных статусов и ролей.

Существует четыре основных отличия официальных отно­шений от неофициальных:

1) наличие у первых и отсутствие у вторых определенной нор­мативности, т.е. их регулирование определенными нормами - право­выми, нравственными и т.п.;

2) в отличие от неофициальных, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т.е. остаются теми же самыми (покупатель - продавец, например), независимо от того, кто является их носителем;

3) в отличие от неофициальных, официальные отношения тре­буют обучения;

4) в официальных отношениях между людьми выбор осуществ­ляется редко, а в неофициальных отношениях именно личностный выбор играет решающую роль.

Широко распространенным типом социальных отношений являются субординационные отношениямежду руководителями и подчиненными. Они реализуются в нескольких разновидностях. Ос­новными типами таких отношений являются:

1) бюрократические (от франц. бюро - канцелярия и греч. кратос - власть) отношения, при которых начальники принимают реше­ния, а подчиненные обязаны их выполнять, строго следуя букве рас­поряжений;

2) патерналистские (от лат. патер - отец) отношения, при ко­торых четко выражена иерархичность отношений, а права "хозяина", который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы; .

3) фратерналистские (от лат. фратер - брат) отношения, при которых иерархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается, господствует стремление принимать решения коллеги­ально, после их коллективного обсуждения;

4) партнерские (от франц. партнер - участник) отношения, при которых решения принимаются на основе совместного обсуждения, руководитель не приказывает, а координирует общие действия.

В процессе функционирования системы управления склады­ваются шесть основных типов социальных отношений. Они таковы:

1. Служебные отношения характеризуются несимметрично­стью, поскольку существует односторонняя зависимость подчинен­ного от начальника.

2. Функциональные отношения отличаются от первых тем, что функционально обусловливающий субъект отношений не решает, что должен делать функционально зависимый субъект (например, дирек­тор учреждения и его юрисконсульт или советник),.

3. Информационные отношения связаны с односторонними или взаимными процессами информирования для осуществления должно­стных обязанностей.

4. Технические отношения заключаются в том, что каждый со­трудник должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций, иначе невозможно добиться согласованной и эффективной деятельности.

5. Специализированные отношения складываются между управляющей подсистемой или ее отдельными звеньями со специали­зированными компонентами, звеньями, участками (например, секрет­ный отдел, спец. службы).

6. Иерархические отношения - это отношения между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступеньках управляющей лестницы, при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню управления.