Психология общения.

4. Общение и деятельность

5. Структура общения.

6. Функции общения.

7. Психология межличностного воздействия: сущность, стратегия, и тактика, средства, методы, формы, критерии эффективности воздействия.

 

Рекомендуемая литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1999.

2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982.

3. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983.

4. Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. — Минск: Изд-во «Университетское», 1990.

5. Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М.: ИП РАН, 1994.

6. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. — М.: Политиздат, 1987.

7. Леви В. Искусство быть другим.

8. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: Наука, 1975.

9. Леонтьев А. А. Проблемы развития психики. — М.: Наука, 1985.

10. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин. —М.: Наука, 1989.

11. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

12. Панкратов В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М.: Рос. пед. агенство, 1996.

13. Проблемы общения в психологии: Сборник статей / АН, Ин-т социологии.; Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.

14. Пиз Алан Язык жестов.

15. Реан А.А., и др. Социальная педагогическая психология., СПб, 2000.

16. Резников Е. Н. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. — М.: Инфра-М, 1999.

17. Резников Е. Н. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.

18. Соснин В. А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руко­водство практического психолога / ИП РАН. — М.: Academia, 1996.

 

ВОПРОС 1. Межличностное восприятие и понимание: задачи, субъект и объект

Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличност­ному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.

В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия:

1. межличностное восприятие и понимание человека,

2. формирование межличностных отношений,

3. оказание психологического воздействия.

Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов.

 

Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблю­дательностью — свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении чело­века малозаметные, но существенные для его понимания особенности.

Формирование проблемы восприятия внешнего облика человека прошло под влиянием философии, этики, эстетики и искусства. Особенным для этой проблемы является непосредственная ее связь с обы­денным опытом. Уже в глубокой древности была замечена зависимость между психическим состоянием человека и его внешностью. Так, на­пример, наскальные рисунки первобытных людей, их ритуальные маски отражают тонкие наблюдения, сделанные ими в повседневной жизни, в которых проявляется их глубокий внутренний мир. Эти традиции были продолжены и в творческой деятельности греческих театров и в работах великих мыслителей, задумывавшихся над вопросом: "Что есть чело­век?".

Но особенно актуальной эта проблема стала в наш век - век массовых коммуникаций, когда на первый план выдвинулась проблема познания человека человеком. Рассматривая эту проблему, выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы "читаем" его, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это "чтение" проистекает бег­ло, поскольку в процессе общения с окружающими нас вырабатывается определенный, более-менее автоматический функционирующий под­текст к их поведению».

"Чтение" других людей, позволяющее понять их поведение, истоки, движущие силы и механизмы этого поведения, под силу не только профессионалу, но и как бы дилетанту, т.е. обыкновенному человеку, руково­дствующегося в общении простым житейским опытом.

Особенности восприятия очень индивидуальны и зависят от пола, возраста, национальности, темпе­рамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и лично­стных особенностей и др.

Так, женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифици­руют эмоциональные состояния и межличностпые отношения людей.

А с возрастом легче дифференцируются эмоциональные состояния.

Человек воспринимает окру­жающий его мир через призму своего национального образа жизни.

Успешнее опре­деляют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта.

Объектом познания является как физический, так и социальный облик человека.

При восприятии фиксируется первоначально физический облик, т.е ВНЕШНОСТЬ - это довольно емкий и сложный источник информации.

· анатомические (рост, голова, руки, масса тела),

· физиологические (дыхание, кровообращение, запах – духи или пот),

· функциональные (осанка, мимика лица, поза, походка, жесты),

· паралингвистические харак­теристики (громкость и темп речи, интонация, покашливание, смешки, зевки, паузы в разговоре).

Понятно, что наиболее привлекающим внимание и информативным является лицо человека. И главное, что отражается на нем и выражает­ся в мимике, - это эмоции. Исследования демонстрируют очень боль­шие способности людей к распознаванию основных эмоций по выраже­нию лица. Особая роль в исследованиях принадлежит Экману, который установил, что существует семь основных лицевых конфигураций ми­мики, выражающих семь эмоций. Показано, что все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью интерпретируют эти конфигурации. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее.

 

Экспериментально установлено, что основную информационную на­грузку несут глаза, брови, волосы и область вокруг рта (губы). Более высокая различимость волос, глаз, бровей обусловлена их нахождением в верхней части объекта, которая воспринимается и различается в пер­вую очередь, кроме того, они превосходят по контрасту все другие эле­менты лица, а волосы выдвигаются на первый план еще и по площади.

Особую выразительность имеют глаза. Наиболее часто из общей экс­прессии лица выделяют экспрессию глаз. Важную роль в процессе об­щения играет "язык взглядов". Здесь имеют значение обоюдность визу­ального контакта, частота обмена взглядами, статические и динамиче­ские моменты контакта глаз. В поисках обратной связи человек исполь­зует в общении определенный экспрессивный репертуар: поднимает глаза, смотрит на собеседника, делает паузу.

Не менее важный компо­нент внешности индивидуума, его жесты, т.е. движения рук или кистей рук. На основе этих функций жесты делят на коммуникативные и опи­сательно-изобразительные. К коммуникативным относятся те, которые заменяют речь. Это могут быть жесты приветствия, прощания, оскорби­тельные движения руками и т.д. В отличие от них смысл описательно-изобразительных жестов раскрывается только в словесном сопровожде­нии. Для понимания жестов важно знать психологические состояния, влияющие на их динамику, интенсивность. Установлено, что интенсив­ность жестикуляции повышается, если говорящий волнуется или хочет занять лидирующую позицию в общении, если прерывается обратная связь, в случае когда человек испытывает затруднения в выражении мысли. Во всех перечисленных ситуациях жестикуляция возникает не­произвольно и едва осознается человеком. Жесты в большей степени, чем мимика, "говорят" о силе переживаемых состояний и в меньшей степени поддаются контролю и регуляции.

Однако, при восприятии человека социальные его особенно­сти, по сравнению с внешностью, т.е. физическим обликом, наиболее информативны.

Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, т.е.

· речевые (словарный запас профессиональные термины, грамматическй строй),

· проксемические (расстояние между общающимися, их взаимное расположение),

· внешний облик (одежда, обувь, украшения).

 

ошибки, связанные с эффектом ореола,