Скульптура.

Роль заказчика меняется . их заказчиками в эпоху архаики была аристократия . Они заказывали изображать богов и героев. В эпоху демократии меняется подход к образу. Изображаются теперь обычные граждане. Появляется новыйспектор образов.

o «Дельфийский возничий» (др.-греч. Ηνίοχος - «Управляющий колесницей»). 470 г до н э. Он сохранился почти полностью. Скульптор передал невозмутимость и застылость победившего в состязаниях возничего. Архаичная невозмутимость – подобна. Фигура напоминает колонну ,драпировка похожа на канелюры .

В эпоху архаики появляется полноценная круглая скульптура (куросы и коры) . Курос -мужского божества ,обычно юноши-атлета. Но в скульптуре застылость ,неподвижность, фронтальность, имперсональность ,схема египетской скульптуры, в которой господствует асимметрия ,левая нога значительно длиннее правой, мышцы не выявлены –прорисованы; раскосые миндалевидные глаза ,архаическая улыбка- знак одухотворённости, нагота – признак героичности, мужества, первородности ; - это начало 6 века. Конец 6 века – архитектура отходит от жёстких канонов ( куросы).Конец 6 –начало 5 в до н э – тонкая проработка деталей.

o Аполлон из Пьонбино. Условный абстрактный образ .

Такую же эволюцию проделывают Коры.

o Статуя Геры ( конец 7 в до н э). Она напоминает колонну .

o Статуя Артемиды ( конец 7 в до н э) . Она как идол .

o

Аполлон из Пьонбино
Статуя Коры в пеплосе( женское одеяние )

o

1 Статуя Коры в пеплосе
Кора № 674 ( конец 6 века) Афинского акрополя . Скульптор пластично укладывает одежду на фигуру.

В эпоху архаики появляется монументальная скульптура . В центре тимпана- чудовище, медуза в тимпане фронтона .

Гармодий и Аристогитон
В эпоху классики всё меняется . Переход от архаики к классике-:

o

2 кора №674
Гармо́дий и Аристогито́н (др.-греч. Ἁρμόδιος και Ἀριστογείτων) — афинские тираноубийцы. В 514 г.(?) до н. э. составили заговор против тирана Гиппия, сына Писистрата, но убить сумели только его брата Гиппарха. Они убили последнего тирана и установили демократию. Это памятник Демократии. Состоит из двух статуй –это реальные герои Афинской истории . У них идеальное тело, торс, лица ,но всё это передано иноче чем в эпоху архаики. Фигуры подвижны ,руки и ноги не связаны между собой ,они свободны в движении . Пластично проработаны мышцы тела , лица, волосы, дропировка.

Мера условности. У греков появляется эталон - прямой нос. Волосы прорабатываются натуралистично .Совмещается абстракция и натурализм. Скульптор использует в основе слепки рук и ног . Это типично для для искусства классики сочетание натурализма и условности.

o

 

Скульпторы-новаторы ,которые сформировали все законы скульптуры . Поликлет и Мифидий скульпторы 5 в до н э . Прокситий ,Скопас ,Лисипп и Леохар – скульпторы 4 в до н э . Вторая половина 5 в до н э- это высокая классика , а 4 в до н э –это поздняя .Скопас.

Пракситель передаёт новый спектр скульптурных ощущений : чувствительная нега , расслабленность ,томность состояния покоя . Его современник Скопас полная противоположность .

1. Аполлон –ящера убийца .Пракситель . –« S»-образный изгиб ,неустойчивое положение фигуры , которое требует дополнительной опоры .
Статуя «Вакханка» или «Менада» -это самое прославленное произведение Скопаса . Менада- это спутница бога Диониса . В римской мифологии Диониса отождествляли с Вакха , поэтому Менада в римской интерпретации –это Вакханка . Менады пили отуманивающий напиток и исполняли экстатический танец , который длился целые сутки . В экстазе они приносили жертву божеству – козлёнка ,которого разрывали над головой руками . Безумный ,буйный ,экстатический танец в честь божества . Скопас делает первую в истории искусства круглую статую .Отныне она имеет не при стенное месторасположение , а предназначена исключительно для кругового обхода . Статуи Праксителя были фронтальные ,его единственный оригинал сохранивший до наших дней скульптурная группа «Гермес с младенцем Дионисом ». Спина Гермеса не проработана до конца. А статуя Вакханка полноценная круглая статуя ,предполагающая смену аспектов. В отличии от Праксителя, Скопас пытается передать активное пространственное движение .Очень сложная винтообразная композиция ,быстрое движение ног ,голова запрокинута ; судя по движению плечевого пояса ,руки были подняты ; волосы разлетаются неравномерными прядями ; буйное беспрерывное движение. Она вихрем закручивает вокруг себя пространство ,вовлекая зрителя. Для того ,чтобы понять эту скульптуру ,её необходимо обойти вокруг . Она рассчитана на последовательную смену аспекта точек зрения. Скопас поместил эту фигуру на поворотный диск ,она вращалась . Греки с восторгом приняли это произведение . Скульптуре было посвящено около 30 стихотворений . Один из древнегреческих поэтов писал : Камень паросский Вакханка, Но душу дал камню ваятель, И как хмельная вскочив , Кружится в танце она. Греки осознали ,что скульптуру удалось одушевить ,одухотворить, оживить. Они восприняли это произведение ,как новый этап в истории искусства .
Все произведения Скопаса отличаются бурной динамикой ,активным пространственным движением . Он был среди тех скульпторов ,которых оформлять знаменитый Галикарнасский мавзолей, тот который древние причисляли к одному из семи чудес света . Горельеф « Битва греков с Амазонками» украшающий Галикарнасский музей ,находится в Британском музее . В этом произведении передана активная динамика ,повороты и ракурсы. Изображена битва греков с Амазонками. Передан сложный поворот -амазонка развернулась вокруг своей оси . В другом случае отважная всадница развернулась на коне. В произведениях Скопаса всегда есть бурная динамика, активное движение, сложные повороты, ракурсы.
  Другой мастер поздней классики Леохар был придворным скульптором Александра Македонского. Так же при дворе Александра работал другой мастер Лисипп . Оба представителя были новаторами . Лисипп и Леохар работали только в бронзе. Они предпочитали пластику. Лисипп прославился тем ,что ввёл в скульптуру новые атлетические идеалы. Как менялся атлетический идеал мы можем проследить коротко: 1- Идеал к лакоготии ,который ввёл Поликлет «Дорефор»-юноша атлет, крепкий, прочно стоящий на ногах, с квадратными пропорциями торса; 2- Идеал меняется в творчестве Праксителя- Вытянутые пропорции ,томная нега ,неустойчивость ,стройные юноши ; 3- Лисипп предлагает не юношеский идеал , а тип взрослого зрелого мужчины. Переизбыток мышечной массы ,атлетизм – вот что подчёркивает в своих произведениях Лисипп . Одно из самых известных произведений Лисиппа «Геракл Фарнезский» . Это огромная статуя 4 мвысотой. Атлетический идеал в этой работе изменился . Зрелый муж с бородой ,переизбыток мышечной массы . Лисипп сделал целую серию, посвященную подвигам Геракла ,потому что Александр Македонский возводил свой род Гераклу ,считал себя его потомком. К этой группе произведений относится знаменитый Бельведерский торс из Ватикана . Скорее всего это тоже одна из фигур Геракла , Потому что атлет сидит на львиной шкуре ( атрибут Геракла). Передано красивое движение торса ,повернутое в сторону, красиво проработана спина .
Лисипп создал скульптурную группу «Битва при Гавгамелах», которая насчитывала более 40 бронзовых статуй. Эта скульптурная композиция стояла на открытом воздухе ,в столице Македонского государства Пелли . Лисипп был первый греческий скульптор ,который задумался о проблематике портрета. Греки портрет не понимали( Поликлет создаёт памятник атлету «Диадумен» ,но эта статуя не портретная ,она имперсональна ,она воплощает идеал). Лисипп делает серию портретов Александра Македонского и его приближённых военачальников . Портрет Александра уже полноценный, здесь нет идеализации. Шея Александра была искривлена , как следствие боевых травм. Мимические морщины ,носогубные складки ,морщины на губах ,рот Александра приоткрыт ,взгляд подвижен, волосы разлетаются неравномерными прядями . Лисипп предаёт не только мимический облик Александра ,но и характер.
Голова бронзовой статуи кулачного бойца. Лисиппу удаётся передать идеал к логотии: низкий лоб, маленькие глаза , нахмуренные брови, сломанный нос, взъерошенные волосы, всклокоченная борода. Его лицо не обезображено интеллектом. « ясная простота и спокойное величие «нарушены .
Леохар. Леохар последовательный классицист . Самое известное произведение Леохара «Аполлон Бельведерский» . В мраморной копии бронзовой статуи появляется опора ,что разрушает чистоту произведения. Леохар выступает как последователь классицизма ,он колонизирует приёмы и законы высокой классики . Пропорции фигуры напоминают Праксителя ,драпировка- Фидия . Но в то же время Леохар выступает в роли новатора . Он первый задумался ,как передать время . Аполлон представлен стреляющим из лука . Запечатлён момент того, как Аполлон только что выпустил стрелу и следит за её полётом. Восторженные авторы отмечали:»Кажется будто слышится звон тетивы лука.» Леохару удалось передать мгновение.
o «Орёл похищающий Ганимеда» . Зевс в образе орла похищает пастушка Ганимеда. Орёл вот-вот оторвёт юношу от земли . o «Артемида Версальская» и её атрибут лань вот-вот достанет стрелу из лука.