Сетевое профессиональное сообщество, как одно из актуальных направлений развития учителя

«Собираться вместе – это начало.

Оставаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех»

Генри Форд

Непрерывность профессионального развития является необходимой для профессионального и личностного индивидуального опыта педагога. Но, как осуществить профессиональное развитие каждого учителя в создавшейся ситуации? Работа Майкла Фуллана об образовательных изменениях (2008) подчеркивает необходимость «соединения коучинга с целью», если мы хотим увидеть системное улучшение в обучении учащихся и в профессиональном обучении - мы должны позволить преподавателям установить регулярное сотрудничество с проверенными коллегами для решения проблем и обмена мнениями. Один из эффективных путей в этом направлении – это создание профессионального сообщества.

В чем польза профессионального сообщества? Что оно даст учителю?

Участие в профессиональных сообществах позволяет педагогам общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень. Уместно привести один из ожидаемых результатов в работе профессионального сообщества, на мой взгляд, оказывающийся наиболее значимым в рамках данной темы – «Повышение профессионального мастерства через сотрудничество и сотворчество».

По сути, профессиональное сообщество реализует идеи диалога участников – учителей-практиков, учеников и родителей по профессиональным вопросам – во всех аспектах преподавания и обучения. Предпринимаются попытки решения вопросов восполнения информации о потребностях школы в конкретный период. И, следовательно, обеспечивается взаимодействие педагогов, родителей, учеников и административного аппарата системы образования, что, несомненно, положительно скажется на результативности преподавания и обучения.

Одним из направлений работы профессионального сообщества является сетевое педагогическое сообщество. Вопросам изучения взаимодействия в сетевых сообществах посвящены многие работы исследователей. Так, например, Н.Н. Рыхлова считает, что сетевое сообщество - это новый атрибут самостоятельно формируемого профессионального пространства учителя XXI века, обладающего научным мышлением, реализующего индивидуальную образовательную траекторию, включающую интернет-ресурсы, с целью максимальной самореализации и самоактуализации. Все определения сводятся к тому, что профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Цели сетевого сообщества:

· создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;

· организация формального и неформального общения на профессиональные темы;

· осуществление информационной и методической поддержки учителей школ;

· распространение успешных педагогических практик;

· поддержка новых образовательных инициатив.

Данное направление профессионального сообщества расширяет пространство для сотрудничества с коллегами, позволяет учителям, живущих в разных уголках Казахстана и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Одними из преимуществ сетевого сообщества также являются: возможность быть открытыми, добровольность участия, возможность найти единомышленников, вариативность и разноуровневость предлагаемых образовательных ресурсов, публичное признание достижений участников, высокая скорость передачи информации.

Существуют следующие виды сетевых профессиональных сообществ:

  • Монопредметные;
  • Надпредметные;
  • Мультипредметные;
  • Федеральные, региональные, муниципальные, школьные
  • Дискуссия

Одним из актуальных видов сетевого профессионального сообщества учителей на сегодняшний день стали школьные сетевые профессиональные сообщества. Учителя г. Астаны делают первые шаги в этом направлении. Педагоги размещают на страницах сетевого сообщества актуальные методические материалы, фото и видеоматериалы уроков, открытых мероприятий, коучинг-сессий, участвуют в обсуждениях вопросов практики преподавания и обучения. Слабым звеном является вовлечение большинства коллег в обсуждения, постановку проблемных вопросов, распространение успешных педагогических практик, поддержка новых образовательных инициатив. Причины этого кроются в загруженности педагогов и неумение свободно ориентироваться в компьютере и Сети на уровне продвинутого пользователя, незнание актуальных сайтов и порталов, несоответствие размещаемых материалов потребностям педагогов.

Для преодоления данных барьеров руководителям профессиональных сетевых сообществ следует обратить внимание на факторы, способствующие успеху социально-педагогической сети.

Первым шагом и ключом к успеху в достижении эффективного функционирования вашего сетевого сообщества является выбор модератора. К этому нужно отнестись предельно серьезно. Каковы критерии отбора такого человека? С одной стороны, здесь можно использовать такие понятия, как «авторитет» и «репутация». Коллектив должен знать модератора, как человека компетентного. С другой стороны, это величина накопленного опыта взаимодействия с участниками сети. Известно, что люди стараются снизить интенсивность своего общения с теми, кому они не доверяют. И, что не менее важно, модератором должен быть человек заинтересованный. Его главная цель - обеспечить эффективное функционирование сетевого сообщества.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:



in/footer.php"; ?>