Современные системы массового музыкального воспитания

Основные тенденции

1.Воспитание в Венгрии (метод З. Кодаи)

2.Система К. Орфа

3.Система муз воспитания Пьера ванн Хауве

4.Муз воспитание в Болгарии, «Столбица» Тричкова

5.Муз воспитание в Японии

6.Муз воспитание в Великобритании

7.Муз воспитание в США

 

В странах мира накоплен большой опыт муз воспитания детей, которое способствует формированию творческой личности, любви к музыке, взращению духовно богатых людей с высокими нравственно-эстетическими идеалами. В 20 веке явственно выступают несколько систем массового муз воспитания, разработанные З.Кодаем, К. Орфом, Э. Ж-Далькрозом, Д. Кабалевским.

О внимании к массовому музыкальному воспитанию детей свидетельствуют ассамблеи Международного общества воспитания через ис-во, которое создано при ЮНЕСКО, в 1953 г была создана также Международная организация по муз воспитанию и образованию детей ИСМЕ. Наша страна с 1958 г стала активным членом этой организации и участником всех ее конференций. В 1970 г она проходила в Москве. На конференциях ИСМЕ (Международное общество по музыкальному воспитанию) есть возможность ознакомиться с опытом музыкального воспитания детей в разных странах.

 

1.ВенгрияМузыкальное воспитание детей в Венгрии имеет высокий уровень и привлекает к себе внимание. Достижения эти связываются с именем Золтана Кодая (1882-1967), классика совр венгерской музыки, фольклориста, музыковеда, педагога. Уже в 20-е годы он начал свою деятельность в области музыкального воспитания. Своей муз-пед деятельности он придавал большее значенне, чем композиторской деятельности. Его система основывается на принципе всеобщности музыкального воспитания. Он утверждал, что музыка необходима для гармонического развития личности, а не является предметом роскоши. Принципы этого выдающегося музыканта и педагога легли в основу принятой ныне в Венгрии системы музыкального воспитания и обучения.

Весь процесс обучения строится на народном песенном музыкальном материале. Кодай ввел в массовую венгерскую школу метод «Тоника соль-фа».

Метод Кодая – это и философия, и муз-воспитат концепция.

Основные ее положения:

- только активная муз деятельность, только практика может явиться основой муз воспитания и привести к подлинному переживанию музыки

- единственным инструментом для музицирования, который доступен любому человеку, является человеческий голос

- только коллективное пение, то есть хор, может привести к всеобщему музицированию, к совместному муз переживанию и к чувству человеческой общности

- ничто другое, кроме пения, не способно развить звуковысотный слух, являющийся фундаментом музыкальности

Венгерская музыкальная педагогика не сводится к методу Кодая, она, скорее учение о роли музыки в обществе, в жизни детей, юношества, взрослых.

В Венгрии первое приобщение к муз знаниям происходит при помощи релятивной сольмизации, с использованием ручных знаков, разработанных англ педагогом Джоном Спенсером Кервеном (1816-1880). Пространственные движения рук при смене звуков мелодии, которую дети слушают или поют, создают наглядную картину изменения высоты звуков. Кроме этого, этот прием укрепляет представление о подвижности тоники(мелодия исполняется от разных звуков).

Стремление к хоровому пению в Венгрии стало всенародным. Базу массовой хор культуры составляют школьные хоры.

В нач классах с детьми 6-10 лет уроки музыки проводит учитель, преподающий все предметы. На преподавание предмета «Музыка» в 1 классе школы отвод по полчаса 2 раза в неделю, во 2-7-х класса – по 2 часа в неделю. Кроме того, 2 часа в неделю ребята занимаются хоровым пенем. Кроме этого, 2 раза в неделю можно посещать оркестровые занятия. В 3-м и 4-м классах есть возможность изучать музыкальную литературу и обучаться игре на каком-либо муз инструменте.

Есть в Венгрии и общеобразоват школы с муз уклоном, где в 1-4-х классах музыке отводится 6 часов в неделю, в 5-7-х – 4 часа музыке и 2 часа- хоровым занятиям. Только прочно овладев основами релятивной сольмизации, примерно с 10 лет, дети переходят к абсолютной системе.

В этих школах организованы инструментальные классы: фортепиано, скрипки, духовых инструментов, цикл общеобразовательных предметов сокращен.

Для воспитания у детей чувства ритма в Венгрии используются элементы движений, заимствованных из работ Э. Ж-Далькроза – тактирование, хлопки, постукивания, очень полезны на начальном этапе обучения. Исполнение песен с одновр ходьбой и ручным тактированием метра развивают координацию движений рук и ног. В дальнейшей работе возможны сочетания пения под аккомпанемент хлопков и шагов. Кроме ритм упражнений используется и так называемая «гамма Далькроза» - пение звукорядов вверх и вниз от одного звука. Венгерские дети поют пентатонические звукоряды с использованием ручных знаков. Некоторые элементы ритмического воспитания Э. Ж-Далькроза в сочетании с пением входят составной частью в методику З Кодая.

Овладение ритмом начинается с ходьбы, чтобы дать ребенку почувствовать равномерность тактовых долей, затем знакомятся с четвертными и восьмыми (четверти проговаривают на «та», восьмые на «ти»). Простейшие ритмические комбинации осваиваются в игровой форме – «эхо», пропевание в соответствующем ритме имен детей и др.. Выученные по слуху песни, равномерные хлопки и ходьба в ритме выученной пени, пение с текстом – вот первые шаги на пути знакомства с музыкой.

Система З. Кодая строго учитывает возрастные особенности детей, и в соответствии с этим строится методика развития музыкального слуха и музыкального обучения в целом. Чем раньше дети подводятся к осознанию релятивной сольмизации и ритмов, тем с большей вероятностью это станет их духовным достоянием.

Прежде чем дети знакомятся с теоретическими сведениями, они осваивают большое число мелодических примеров, которые выучиваются по слуху. Обозначение и осознание паузы, например, начинается тогда, когда дети выучили уже 4-5 песен, где есть паузы. Пауза сначала фиксируется хлопком или шагом, затем обозначается в ритмической записи.

По мнению З. Кодая каждый должен овладеть наиболее легким инструментом - голосом. Пение (а-капелла) – основа любого музицирования.

Кодай рассматривает нар песню как родной музыкальный язык ребенка не только из-за относительной муз простоты ее вок исполнения, но и в силу муз ценности. Им были созданы сборники «Песни для маленьких людей» (Часто встречающимся мотивом в венг песне явл нисход м3 и мотив со вспомогательной нотой к верхнему звуку: соль-ля-соль-ми). После того как ребенок овладеет основными элементами музыки на народном материале можно включать авторские песни и высокохудожественные муз произведения.

В детском саду воспитатель разучивает с детьми нар песни с помощью текстов и игровых приемов с движением. Уже в детском саду применяется сольмизация и ритмические упражнения. Время, проведенное в детском саду - это время «накопления материала». Известно высказывание З. Кодая о том, что «музыкальное воспитание ребенка надо начинать за девять месяцев до рождения его мамы»

Наиболее интенсивно система Кодая претворяется в жизнь в общеобразовательных школах с музыкальным уклоном. Впервые такие школы были созданы на родине композитора (г. Кечкемет) и в Будапеште. Учителей музыки готовят средние спец муз профессиональные заведения. Наряду с предметами общеобразовательного цикла уч-ся учатся играть на музыкальном инструменте, изучают сольфеджио, гармонию, хоровое пение, посещают классы камерной музыки и оркестр. По окончании уч-ся предосталяется возможность продолжить образование в Музыкальной Академии имени Ф. Листа (сроки обучения 3 и 5 лет). 3-х летний курс предполагает подготовку преподавателей сольфеджио, игры на муз инструменте и пения для муз-ных и общеобразовательных школ. 5-тилетнее образование готовит исполнителей-артистов и преподавателей высшей квалификации. Кроме того в Венгрии сущ Высшие школы учителей для подготовки музыки для старших классов. В этих учеб заведениях студенты получают 2-ю специальность параллельно с музыкой (музыка и история, музыка и язык и т.д.). Факультеты подготовки учителей музыки сущ и в пед Вузах. Существуют также гимназии с расширенным музыкальным обучением. Выпускники таких гимназий часто становятся учителями музыки в начальных классах.

 

 

2.Система музыкального воспитания К.Орфа

К. Орф (1895-1982) – виднейший нем композитор, музыковед, педагог разработал систему детского муз воспитания. Созданный в ….годах Институт К Орфа входит в Зальцбургскую Академию музыки и изобразительных искусств имени Моцарта.

Система К. Орфа является одной из наиболее популярных и широко распространенных. Она ценна заложенным в ней творческим потенциалом , направленностью на развитие у детей основ музицирования, креативности. Орф и его последователи считают крайне важным, чтобы ребенок в ранние годы познал начало начал в музыке – научился из слова, ритма, движения создавать элементарную музыку.

Методика детского и юношеского воспитания, разработанная Орфом, опирается на широкое использование муз фольклора и развитие творческой инициативы детей. Свое художественное воплощение эти идеи и принципы нашли в «Музыке для детей» - Шульверке.

К. Орфом совместно с Гунильд Кеетман было создано пособие для практического музицирования «Шульверк» – 5-титомное собрание пьес для хорового исполнения в сопровождении муз инструментов, упражнений в произношении и декламации, ритмических упражнений, театрализованных сценок. Это своего рода общая начальная школа творчества, предшествующая специальному обучению музыке, и обязательная для всех детей.

Шульверк построен на нар песнях и старинной музыке, содержит большое количество фольклорных текстов: хор песен, пословиц, загадок, дразнилок, считалок. Всему этому материалу сопутствует комплектарий, сообщающий исторические или этнографические сведения.

Музыкальное воспитание, по мнению К. Орфа, не должно ограничиваться развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучением пению или игре на муз инструментах. Задача муз воспитания – стимулировать творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального или коллективного музицирования. В этой работе следует опираться на связь музыки с жестом, словом, танцем, пантомимой. Дети- участники творческого процесса.

В Шульверке ритму и муз-ритм воспитанию отдается первостепенная роль.

Ритму нельзя научить. Его можно только «развязать». «Развязывание» ритма начинается с хлопков рук, щелчков пальцами, притопов ногами с добавлением шумовых инструментов.

Большое влияние на Орфа оказала Д. Гюнтер и ее школа, где обучали ритмической импровизации. Погремушки, привязанные к ногам, создавали постоянный ритмический фон. Солисты выступали со своими ритмами, ритмическими импровизациями. Также использовались 2 рояля: на одном звучала остинатная квинта, на 2-м импровизировалась мелодия .Стиль «бурдон» стал фундаментом всей «элементарной музыки», а 4-хручная игра заменилась партитурой для ударных, струнных басов и флейт.

Слову как элементу речи, рифмам, поговоркам, пословицам, детским дразнилкам, считалкам также уделяется особое внимание. В каждой стране, считал Орф, сборник «Музыка для детей должен быть обогащен словесным и музыкально-народным детским фольклором, который является народным достоянием.

Принцип, положенный в основу работы по Шульверку, сводится к тому, чтобы на каждом этапе развивать самостоятельность детей, наталкивать на творч поиски. «Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная – вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей.

Специально для детского музицирования был совместно с Куртом Заксом создан инструментарий – простые духовые, штабшпили, ударные, некоторые смычковые (для более высокой ступени музицирования). К.Орф считал, что инструменты для детского оркестра должны обладать эстетически привлекательной звучностью.

Пению в орфовском детском музицировании также уделяется большое внимание, в большей части пьес дети поют. Однако пение не рассматривается как первичное выявление музыкальности. Подлинная цель элементарного музицирования – вызвать радость, которая возникает при проявлении и взаимодействии инд и коллективн творческих проявлений.

Шульверк - материал для практического музицирования и предназначен он для работы в группах - минимум 2 ребенка, максимум, все зависит от числа муз инструментов. Элементарное музицирование не требует от детей ни особых муз способностей, ни подготовки.

Один из основных видов упражнений Шульверка – речевые упражнения. Они развивают не только чувство ритма, но и голос, ясную артикуляцию. Они проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами (фальцет, гудящий голос, шепот, через нос и др.) и с различной силой звука. Они сопровождаются звучащими жестами – хлопками (шлепками) четвертями, затем вводятся более дробные ритмические фигуры, которые разучиваются как чередования хлопков и притопов

Шульверк подобно «Микрокосмосу» Бартока приучает слух к ладовому разнообразию: мажор и минор вопринимаются как разновидность лада, а орфовские модели воспитывают свободу формообразования.

Попевка «зова». Из нее рождаются простые песенки. Далее – поиски ритмического сопровождения – сначала хлопки, притопы, шлепки. Хлопки, шлепки и др. отличаются друг от друга (плоской ладонью, горстью ладони и др.). Топать можно сидя и стоя…Шлепки дают новую звуковую окраску и т.д.

В орфовской системе используются разные методы обучения нотной грамоте, в одновременности релятивная и абсолютная системы сольмизации и нотации. Например, дети, подражая зову кукушки, поют м3, помогая себе простейшей звуковой жестикуляцией. Затем подбирают эту попевку на пластинах ксилофона, где выгравированы названия нот и др.

Совмещение относительной и абсолютной сольмизации, развитие творческих способностей, фантазии, импровизации, воспитание музыкально-ритмического чувства – орфовская методика в ряде осн положений близка тому, что предлагалось отечественными педагогами (Б.Асафьевым, Б.Л. Яворским) в начале и середине 20-х годов. В настоящее время в России педагоги проявляют большой интерес к системе Орфа, проходят семинары и т.д.

 

3.Система музыкального воспитания в Голландии Пьера ван Хауве

 

Пьер ван Хауве – педагог, дирижер, обществ деятель. Прежде чем стать директором музыкальной школы совершил 2-хмесячное путешествие по Европе и ознакомился с пед методами и системами муз воспитания в др странах. Прежде всего он познакомился с К Орфом, с системой З. Кодая.

Со временем ему удалось соединить 2 системы, но не слепо им подражая, а взяв из них самое лучшее, яркое.

Пьер ван Хауве считает, что преподаватель музыки не имеет морального права отстранять от мира музыки тех дете, которые им кажутся немузыкальными. Преподаватель должен дать шанс малышу проявить себя, но для этого сам должен многому научиться, найти ключ к детской психологии, к сердцу ребенка.

Став директором школы, он взял на себя ответственность за муз воспитание детей в городе. Он искал способы, которые помогли бы вызвать у школьников повышенный интерес к музыке.

Муз система ванн Хауве своеобразна. Уроки музыки в общеобразовательных школах ведут преподаватели из музыкальных школ. Сотрудники постоянно играют со всеми без исключения детьми: хлопают в ладоши, скандируют, аккомпанируют себе звоночками, бубнами, играют на орфовских инструментах, разыгрывают спектакли. Причем, педагог должен знать – чему учит такая игра, чему дети научатся, играя в нее. Если ребенок в процессе игр выделяется среди сверстников своими муз способностями, его родителям рекомендуют перевести его в музыкальную школу. Здесь ребенок начинает учиться игре на муз инструменте. В зависимости от успеваемости он включается в один из множества ансамблей, постепенно переходя из одного ансамбля, оркестра в другой, требующий большей музыкальности. Одни дети продолжают продвигаться вперед, другие надолго задерживаются в одном из ансамблей. Некоторые вообще бросают занятия музыкой. Но это не суть важно, потому что речь музыкальные школы в Голландии не ставят перед собой цели профессионального обучения детей, речь идет о музицировании ради своего удовольствия, а профессиональная направленность занятий музыкой остается личным делом уч-ся и их родителей. Все зависит от умения педагога найти для каждого ребенка соответствующую форму участия в каком-нибудь коллективе.

Через несколько лет работы ван Хауве на основании собственного опыта издал учебник под названием «Игры с музыкой», также вышла книга для детей «Слушаем музыку», и серия пластинок, показывающих весь путь развития музыкальности детей – от самых элементарных упражнений до исполнения музыки, требующей достаточно высоко уровня музицирования.

В области слушания музыки ванн Хауве также искал способ, который помог бы ему вызвать у детей интерес. Наряду с др формами слушания музыки применяется след система. В соответствии с календарным планом выступлений симфонических концертов для детей учителя школ города рассказывают, например, об Э. Григе и его сюите «Пер Гюнт», затем разучивают с детьми на блокфлейтах (на них в обязательном порядке играют все дети) основные темы сюиты. На концерт дети приходят со своими флейтами и дирижер оркестра перед началом концерта дирижирует детским оркестром, после этого в исполнении симфонического оркестра звучит произведение в целом.

Метод «Игры с музыкой» получил большое распространение в Голландии, он сейчас применяется во всех школах страны. В 5-ти консерваториях он преподается на муз-пед факультете в виде курса «Преподавание музыки в школе».

4.На идеях ванн Хауве и Э. Ж-Далькроза основывается и методика пластического интонирования Вероники Коэн (зав кафедрой муз воспитания Иерусалимской Академии музыки и танца, занимающейся проблемой муз творчества детей).

Пластическое интонирование – это эмоциональный анализ музыки в простых естественных движениях рук, головы и корпуса. Вот пример выражения музыки в движениях:

Восх и нисх мелодия – поднимающиеся и опускающиеся движения рук;

Повтор мелодии – повтор движений, при вариьированном повторе в движения вносятся соответствующие изменения;

Вопросительная интонация вызывает «открытый» жест, утвердительная – «закрытый», завершающий движение;

Симметрия музыкальных построений выражается в движениях вправо, влево;

Кульминация – широкие, размашистые движения, тихое звучание – еле заметные жесты;

Интенсивный ритм – мелкие энергичные движения кистей рук или пальцев;

Завершение муз развития – руки на коленях, голова наклонена вниз.

Особый интерес для хормейстера представляет методика разучивания песен. В. Коэн отходит от привычного разучивания «по фразам». Смысл ее методики состоит в следующем. Педагог несколько раз исполняет песню так, чтобы ее мотив постепенно запомнился детям. Как побудить ребенка несколько раз прослушать мелодию незнакомой песни? В. Коэн предлагает пропустить песню через движения, при этом педагог может придумать множество способов участия детей в исполнении песни, чтобы ее интонация проникла в сознание. Это могут быть движения под пение, можно передавать между фразами, предложениями какой-нибудь предмет и т.п. После того как песня повторена в играх не менее 5-10 раз, дети сами исполняют ее. На этом этапе педагог включает детей в работу над интонацией, дикцией , звукообразованием (правильное певческого звука). По мнению Коэн все это уже ложится на «взрыхленную «почву, и песня разучивается быстрее и эффективнее. При этом еще и стимулируются творческие способности детей, их фантазия.

Таким образом, методика Коэн – это методика формирования у детей активного восприятия музыки через пластическое интонирование.