СМИ во взаимодействии с аудиторией – в принципе подходит сюда же, хотя по методичке нетJ

Массовая аудитория: базовые характеристики.

Массовая аудитория: базовые характеристики. Роль массовой аудитории как составляющей информационно-коммуникационных процессов и журналистики как системы. Соотношение понятий «массовая аудитория», «расчетная аудитория», «реальная аудитория», «потенциальная аудитория». Основные характеристики. «Первичная» и «вторичная» аудитория. Значение аудитории в функционировании журналистики.

СМИ во взаимодействии с аудиторией – в принципе подходит сюда же, хотя по методичке нетJ

Двусторонний и односторонний режим функционирования СМИ. Социальный смысл участия аудитории в обмене массовой информацией. Роль развития новых информационных технологий в расширении возможностей участия общества в производстве и распространении массовой информации. Формы использования интерактивности в современных СМИ. От обратной связи к форме - ступени развития отношений СМИ с аудиторией. Отношение российского общества к социальному участию как проблема развития взаимодействия СМИ и аудитории. Исследования взаимодействия СМИ и аудитории.

Прохоров

Массовая аудитория (МА) - та часть общества, на которую

-специально ориентировано определенное издание (или программа)

-к которой оно постоянно обращено (расчетная аудитория),

-которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает его «своим» (реальная аудитория),

-которую можно привлечь дополнительно (потенциальная аудитория).

При этом многие представители аудитории в определенных ситуациях (когда пишут письма, звонят или приходят в редакцию, готовят для нее материалы, собирают информацию, консультируют журналистов и т.д.) выступают и в роли журналистов, которые точно так же в свою оче­редь оказываются аудиторией других СМИ.

 

Эффективность- степень реализации целей, соответст­вующих потребностям аудитории в информации с учетом возможнос­тей, которыми располагают и журналист, и аудитория.

для эффективной организации Д. ж-ам необходимо знание своей аудитории и умение это знание использо­вать

Проблема эффективности тре­бует нацеленности на свою аудиторию, умения подойти, заинтере­совать, увлечь, донести инф-ю

нередко случается так, что высокие каче­ства произведения оказы­ваются своеобразными «недостатками» с прагматической т.з. Пр., исп. редких лексических средств языка, развитых синтаксических конструкций, сложных композиционных построений (парадокс эффективности).

Эффективность воздействия ж-ки зависит от прагматичес­ких качеств произведений, которые определяются:

-уме­ниями ж-та (технологическими навыками, искусством или мастерством) ,

-владения им методами жу-ой Д

т.е. цепочка метод - умение - качест­во – эффективность

для достижения эффективности все составляющие цепочки должны быть ориентированы на конкрет­ную аудиторию.

 

Эффекты - конкретные измене­ния в сознании и поведении аудиторииэтого результата добивается ж-т

в области сознания эффекты обнаруживаются в мировоззрении, в общественном мнении

внутри каждого из этих компонентов массового сознания - в знаниях, взглядах, стремлениях, ценностях, нормах

в обла­сти поведения эффекты обнаруживаются в переменах направленности действий в сфере труда, общ-ой жиз­ни, быта

в сознании и поведении эффекты прояв­ляются и как возникновение новых образований (знаний, идей), и как корректировка существующих, и как переоценка.

системой эффектов, которых хочет добиться журналист, и определя­ются задачи в ходе подготовки произведения

 

Аудитория - совокупность людей, тех, к кому обращаются СМИ и кто воспринимает обращенную к нему информацию

«взаимность» здесь обязательна, по­этому аудиторию часто называют реципиентами (лат. «прини­мающий»; «принятие»).

искусство в прагматиче­ской сфере ж-ой Д. - получить «аудиенцию» и добиться хотя бы того, чтобы по крайней мере «выслушали».

Аудитория - активная, самостоятельно формирующая свое отношение со СМИ «часть» ж-ки как системы

читателя­ми, зрителями становятся по собственной воле, самостоя­тельно выбирая для контакта источники информации

в составе аудитории остаются, когда ощущают, что оно несет для них инф-ю субъективно значимую, удовлетворяющую их нужды

часть аудитории становится активной (впечатлениях, просьбы, пожелания, с жалобами – 4 власть, сами пишут статьи)

аудитория ж-ки постоянно растет, практически в каждой семье есть тв и радио, читают прессу, интернет

 

«Первичная» аудитория — реально получающая инф.от прессы, радио, телевидения, она с той или иной степенью «транслирует» ее в преобразованном виде тем, кто с эти­ми источниками не контактировал — «вторичная» аудитория.

в силу постоянного обмена в так называемых контактных группах информация широко циркулирует в обществе

 

Реальная аудитория —аудитория конкретного издания (программы)

часть аудитории реальной составляет как бы случайная аудитория, на которую специально редакция не рассчитывают.

Потенциальная аудитория — те читатели (зрители), которые еще не влились в реальную аудиторию, но могут ею стать

если издание расширить саморекламу, зону приема ( для ТВ и РВ) розницу (пресса), «приспособления» материалов по интересам

для превращения СМИ претерпевают не кардинальные, а лишь частичные изменения

Расчетная аудитория — те слои и группы общест­ва, на которые специально рассчитана газета или программа и значительную часть которых эти СМИ стремятся сделать своими читателями или слушателями, разработав соответствующее направление Д.

в реальную аудиторию входит лишь часть расчетной (поэтому всегда велика потенциальная аудитория).

 

Эффективная инф.политика складывается лишь при условии четкого планирования расчетной аудитории и определения реальной

в целях эффективного осуществления инф.политики редакция должна регулярно изучать свою аудиторию

3 сферы сведений об аудитории:

- социально-демографические (образова­нии, профессии, о поле, возрасте, семейном положении, месте жительства).

- о характере и состоянии массового созна­ния (взглядах и убеждениях, целях и стремлениях, ори­ентированности в общ-полит. жизни, отношении к власти, участии в партиях, ассоциациях).

- об инф. поведении (источники регулярно получаемой инф-ии, отношении к различным изданиям, запросах, предпочтениях тематики, творческих форм)

Сравнение реального состояния аудитории с тем, ка­кое редакция считает нужным

Интерес — что хочетчитать (зритель)

является руководите­лем аудитории в выборе источников информации, отборе материалов

связан с потребностью; ж-ая забота - удовлетворение потребностей, что лежит в основе инф.политики СМИ

бывает: по­требность есть, но ее нет в круге интересов или интересы ложные, низменные, вразрез с подлинными нуждами

эти непростые отношениях «потребность - интерес» надо учитывать при подготовке материалов

закон Д. ж-ки — такое удовлетворение потребностей, которое протекает с учетом интересов

т.е. материалы должны отвечать интересам, через интересы удовлетворять потребности, связывать интересы и потребности

каждый материал должен быть интересным, иначе не будет вос­принят аудиторией

для ответственной журналистики недо­пустима игра на низменных интересах, на дурных склонностях людей

идти же просто «за» интересом, «на поводу» - значит потерять из поля зрения принципиальный ориентир - потребность

 

Мотивы — отвечают на вопрос, зачем нужна аудитории инф-я

представление о роли, какую, с точки зрения аудитории, должна играть в ее жизни массовая информация

спектр мотивов широк:

-ориентационный в разных проявлениях;

-выработки соц.позиции, взглядов;

-престижный (самоува­жения и признание окружающих в связи с исп. «достойных» источников информации);

-утилитарный (прак­тически полезной информации);

-рек­реативный (отдых, развлечение, заполнение досуга);

-мотив культурного развития;

-познавательный мотив;

-мотив установления контактов с людьми и т.д.

 

Интересы (что хочу) и мотивы (почему хочу) формируют систему предпочтений

предпочтений рубрик, творческих форм, тематик, авторов — знание их позволяет понять, что реально получает аудитория

в связи с не­удовлетворенными интересами и мотивами в аудитории возникают запро­сы - обращенные к СМИ пожелания

недовольство по поводу аудитории, жалобы на невнимание, не­понимание, отсутствие интереса — сами ж-ты не сумели установить контакт, что является профессиональным долгом.

надо уметь устанавливать контакты с той аудиторией, какая есть, но при этом не идти на поводу «дайте все, что она хочет».

 

3 пути поведения ж-а по отношению к аудитории:

-«лобовой» - удовлетворение потребностей в инф-ии не связывается с интересами аудитории

-«хвостистский» - наоборот, вся инф. Д. основана на интере­сах аудитории при невнимании к ее потребностям

-«реалисти­ческий» путь - когда творчески соединяются потребности с интересами.

Эффективность при исп. 1 и 2 путей возможна лишь как случайное «попадание в цель», действительный же успех – 3

 

Фомичева. Социология СМИ

Массамножество индивидов, которые освобождаются по мере развития общества от возможности включаться в общественную жизнь лишь через род, клан, цех, вынужденных или стремящихся принимать индивидуально мотивированные решения как граждане — на выборах или в магазине, при поиске работы или форм досуга

Иными словами, это исторически новый тип общности, основывающийся на новом виде социальности (способе включения личности в общественную жизнь, во многом — через СМИ).

 

Основные характеристики массы как социальной общности

1. рассеянное множестволюдей (требуется, однако, решить, можно ли считать массой множество зрителей в кинозале).

во многих видах коммуникации эта общность выступает чаще всего не как коммуникатор, а как реципиент, т.е. безгласна

2. пульсирующий характер:количество и состав в каждый данный момент неопределенно и может быть предсказано лишь на основании предшествующего опыта, а пределы ограничиваются только территориально-техническим охватом

3. открытость

4. ситуационна,т.е. собирается, объединяется на базе конкретной деятельности, «по поводу» (выпуск газеты).

5. состоит из «дискретных» людей,вышедших за рамки своих ролей в группах

6. множество гетерогенно,т.е. разнообразно по соц.положению, террит. условиям жизни и др. характеристикам

массификация (массовизация) — процесс стирания границ между соц.группами, их смешения

демассификация (фрагментация)обратный процесс

7. анонимнаи для коммуникатора, и друг для друга

 

Массовая общность принимает различные виды, среди которых можно различать массы

-большие и малые,

-устойчивые (аудитория газеты) и неустойчивые (публика одного сеанса),

-контактные и неконтактные,

-спонтанные (толпа зевак на месте ДТП) и организуемые (посетители лектория).

-имеющие общие объективные признаки (например, посетители выставки техники) и нет (к разным общественным слоям).

 

Масса исторически меняет и свои масштабы

формируется масса мирового масштаба, поскольку в распоряжении людей трансграничные средства коммуникации

потребность в них возрастает в связи с реальными эконом, культ, соц. связями между регионами мира.

Изучение аудитории составляет наиболее мощное направление в эмпирической социологии СМИ.

специфика в поведении и изучении аудитории отдельных средств информации — печати, радио, тв

определяется физико-техническими особенностями передачи, распространения, приема сообщений.

разницу и структура времени у разных соц-демографических групп – учитывать ритм и образ жизни аудитории

Пр. радио слушают параллельно с другими занятиями (фон), чтение газеты трудно совмещать

сегментирование— деление аудитории на основе критериев, отражающих значимые свойства его субъекта.

 

Из ответов выпускников:

Содержание как товар предназначено для аудитории, которая и является потребителем СМИ.

свой товар СМИ предлагают различной по величине аудитории

некоторые СМИ (обычно общенациональные), производят содержание для массовой несегментированной аудитории

в целом вся система массовой информации рассчитана на все население страны, местные средства—на весь регион

в рамках каждого из СМИ действуют отдельные издания, программы, рассчитанные на определенную часть населения (полу, возрасту, образованию, профессии, любительским увлечениям).

Аудитория - главный потребитель инфы.

Умножаются каналы распространения информации.

Идет торговля: информацией, местом и временем под рекламу, аудиторией.

Содержание как товар предназначено для аудитории, которая, повторюсь, и является потребителем СМИ.

 

Массовая работа: с письмами (емаил и блоги активнее), встречи, проведение круглых столов, создание сообществ в инете

 

Критерии:

-интерактивность – быстрота ответа;

-обрат связь – возможность воздействия на управляемую систему

-качество авторов и тд.

 

Фомичева. Социология СМИ

 

Изучение сначала читателей, затем радиослушателей и телезрителей, а теперь и пользователей Интернета составляет наиболее мощное направление в эмпирической социологии СМИ.

Существует специфика в поведении и соответственно изучении аудитории отдельных средств информации — печати, радио, телевидения,которая определяется физико-техническими особенностями передачи, распространения, приема сообщений.

Имеет существенную разницу и структура бюджета времени у разных социально-демографических групп. Поэтому исследователи телеаудитории особенно внимательны к ритмамее жизни. Радио чаще, чем телевизор, слушают параллельно с другими занятиями (так называемое фоновое слушание), чтение же газеты трудно совмещать с чем-либо. Для радио и телевидения в большей степени, чем для печатной прессы, важно учитывать ритмы в образе жизни аудиториии, соответственно, в обращении к каналам.

едва ли не главным оказывается сегментирование— деление аудитории на основе критериев (оснований, показателей), отражающих значимые для потребления свойства его субъекта.

В целом вся система массовой информации рассчитана на все население страны, местные средства — соответственно на все население того региона, в котором они действуют. Население страны или региона составляет потенциальную аудиторию СМИ (для отраслевых органов информации в этом качестве будут выступать все работники данной сферы профессиональной деятельности и их партнеры в других сферах деятельности, а также клиенты, заказчики и т. п., что требует специального рассмотрения). В рамках каждого из средств информации действуют отдельные издания, программы, рассчитанные на определенную часть населения, выделенную по конкретному признаку (полу, возрасту, образованию, профессии, любительским увлечениям).

Такая аудитория является расчетной, или целевой (этим понятием можно обозначать и ту часть аудитории издания, данного канала информации, на которую рассчитаны данные рубрика, цикл передач и т. п.). Люди, вступающие в контакт с источниками информации (отдельно рассматриваемыми рубриками, циклами передач) составляют реальную аудиторию—это те, кто читает, смотрит, слушает данные материалы, передачи или вообще обращается к данному изданию, программе. Сформированную, свою аудиторию затем СМИ продают рекламодателю.

+

 

Процессы массовой коммуникации как особого вида речевой деятельности характеризуются сложностью и неоднородностью. И тем не менее можно выделить общие условия, необходимые для функционирования массовой коммуникации. К ним относятся следующие:

- наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовой коммуникации;

- социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой -коммуникации;

- массовая аудитория, которая, учитывая ее рассредоточенность и анонимность, требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

- многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающие вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации. Рассмотрим эти условия, определяющие существенные характеристики массовой коммуникации, подробнее.

 

 

Этическая сторона: