V. Физкультминутка
Под музыку дети представляют себя утесом, который бережно держит руками у сердца тучку. Но... утро – и тучка исчезает...
VI. Анализ произведения (продолжение)
У.Вернемся к нашему произведению. Прочитайте теперь все стихотворение целиком и задумайтесь, какие чувства испытывал сам автор, когда его писал.
Дети самостоятельно перечитывают стихотворение.
Д.Чувство одиночества.
У.О чем это стихотворение?
Д.О самом авторе и его переживаниях.
У.Такие литературные произведения, в которых человек выражает свои переживания, называются лирическими.
Лирика – это мир, увиденный и пропущенный через сердце человека. Как и утес, наш поэт был одинок. В этом и состоит загадка, трагедия жизни великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
На доске появляется портрет М.Ю. Лермонтова.
– Почему же поэт был так одинок? Сейчас вы услышите рассказ о его жизни.
Рассказывает подготовленный ученик, а дети рассматривают иллюстрации в учебнике.
– Да, это был сильный, храбрый военный человек, но чувствительный, ранимый и очень одинокий. Теперь, когда мы поняли основную мысль, которой с нами хотел поделиться автор, мы прочитаем это стихотворение еще раз. Попробуем его прочитать шепотом. Постарайтесь передать голосом те чувства, о которых писал автор.
Дети шепотом перечитывают стихотворение.
– Прочитайте теперь стихотворение своему соседу по парте, и пусть он даст ему словесную оценку.
Дети читают в парах, оценивают правильность и выразительность чтения друг друга.
–Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова очень музыкальные. Многие из них стали романсами. Прослушайте два музыкальных произведения. Подумайте, какое из них подошло бы как аккомпанемент к этому стихотворению.
Дети слушают музыку и выбирают подходящую на их взгляд.
– Есть ли желающие прочитать это произведение перед портретом автора?
Ученик под музыку у портрета автора со свечой в руке читает стихотворение.
– Понравилось ли вам чтение? Что именно? Какую оценку вы хотите поставить своему товарищу?
Дети оценивают чтение своего товарища.