Роль причастий в художественном тексте

Причастия - средство художественной изобразительности. Автор с их помощью

 

описывает цвет , действие, выражает своё отношение к изображаемому предмету.

Причастные обороты делают художественный текст образным, красочным. Они помогают эмоционально-эстетическому воздействию на читателя.

 

 

Своеобразна в языке стилистическая роль причастий.
Эта форма способствуют смысловой точности, сжатости и лаконичности речи, вносит в высказывание элемент книжности. Экспрессию, заложенную в грамматической природе причастия, отмечали ученые, писатели.

На «выразительную краткость причастий» указывал А. С. Пушкин, и в своей художественной прозе он глубоко и тонко использовал причастные формы. По мнению Д. В. Григоровича, «...причастие дорисовывает движение», поэтому оно незаменимое средство не только для точной и краткой, но и для живописной передачи характера действия. Самобытность причастия, особенность его стилистического употребления отметил К. Д. Ушинский, который писал, что «...эту форму создал русский народ в своем характеристическом стремлении действовать краткостью на чувства слушателя, предполагая в нем русскую сметливость».

Высоко оценивают стилистические возможности причастий все современные лингвисты, которые утверждают, что эта глагольная форма позволяет вкладывать большое содержание в сжатую по форме речь. Ученые отмечают, что причастия при умелом их употреблении дают возможность выразительно передать детали, живописно рисующие действие, содействуют динамике рассказа, а это усиливает образность художественного повествования. Все эти качества причастий обусловливают их широкое употребление в разнообразных речевых стилях и литературных жанрах.

Признавая большие стилистические возможности причастий, лингвисты в то же время указывают, что нагромождение причастий затемняет деталь.