Введение

 

Деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства — это деятельность по обеспечению жизни и работы населения города, а также предприятий различных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, тепла и др.

Система жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, которые имеют широкий спектр производственной деятельности и от результатов, функционирования которых зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.

Специфика ЖКХ заключена в его многопрофильной и многоотраслевой структуре, требующей соответствующих организационно-правовой и экономической основ.

В составе ЖКХ выделяются:

• жилой комплекс с ремонтно-строительными организациями;

• теплоэнергетическое хозяйство;

• газовое хозяйство;

• инженерные коммуникации и системы связи, сигнализации, пожарной охраны;

• водопроводно-канализационное хозяйство;

• предприятия обслуживания инженерных сетей и сооружений;

• электроснабжение и уличное освещение;

• озеленение и благоустройство и др.

Разнообразие видов продукции перечисленных подотраслей, различие технологий, техники и организации работ обусловливают также разнообразие организационных форм и методов управления в системе ЖКХ.

Одним из основных факторов, определяющих уровень жизни населения, является состояние жилищного фонда. В настоящее время 60% населения страны — это городские жители, проживающие в собственном, муниципальном и ведомственном жилищном фонде, качество жизни которых, как утверждают социологи, непосредственно зависит от уровня предоставления им жилищно-коммунальных услуг. Социальное и политическое значение вопросов жилищно-коммунальной сферы невозможно переоценить. С этими вопросами каждый горожанин сталкивается ежедневно. От них зависит качество жизни, уровень жизни, степень реальной свободы.

Не надо быть специалистом, чтобы понять, что состояние жилья, в том числе подъездов, дворов и улиц, температуры батарей отопления и чистоты водопроводной воды, является одним из основных показателей качества жизни, отношение платы за эти услуги к собственным доходам — уровня жизни, а возможность воздействия и изменения на сложившуюся ситуацию в ЖКХ — степени реальной свободы. Эти вопросы, вместе с наличием и стоимостью основных товаров, уровнем доходов и занятости, характеризуют состояние экономики применительно к конкретному гражданину.

Следующим аспектом жилищно-коммунальных вопросов является большая постоянная востребованность в жилищно-коммунальной сфере работоспособного населения.

За счет большой концентрации предприятий ЖКХ в муниципальной и государственной собственности, наличия оплаты из бюджета и государственного нормирования тарифов оплаты труда работники жилищно-коммунальных предприятий являются социальной группой, не менее значимой группой, чем работники здравоохранения и образования.

Социальная значимость проблем ЖКХ обусловлена тем, что практически все участники взаимоотношений в жилищно-коммунальной сфере могут предъявить претензии, вызванные недовольством существующим положением вещей. Качество коммунальных услуг (формы, объемы, периодичность, соответствие потребностям) как по субъективным (неудовлетворенность жителей), так и по объективным (сроки амортизации) признакам, ниже современных требований потребителей. Постоянное недовольство населения вызывает повышение тарифов и, главным образом, их несоответствие качеству предоставляемых услуг, которые остаются на прежнем уровне. При этом, как постоянно отмечают СМИ, работники жилищно-коммунальных предприятии недовольны уровнем оплаты труда и регулярностью выплат, руководители предприятий и служб заказчика — тарифами, отсутствием материалов для работы, недоплатами из бюджета и связанными с этими причинами трудностями эффективного управления. Недостаток средств не позволяет органам исполнительной власти реализовать программы, способные изменить ситуацию, которая постоянно ухудшается, а постоянное положение должника заставляет идти на поводу у подрядчиков и поставщиков. Причем главную роль в этом играют и объективно сложившиеся условия.

Платежи граждан за жилье и коммунальные услуги существовали и в централизованных условиях хозяйствования. Поэтому и традиционное отношение к ним как к обязанности сохранилось и в новых рыночных условиях. Это выражается в высокой собираемости коммунальных платежей и в том, что граждане вынуждены их регулярно платить даже при сокращении расходов на другие группы товаров. Повышение тарифов, хотя и вызывает определенные недовольства населения, не ведет к снижению собираемости.