Заключение

 

Журналистика, повседневно имеющая дело с «движущейся моралью», в силу своей природы способна поставить информационно-этический сервис людей на поток, облегчая последним понимание многих непривычных пореформенных явлений и подводя их к прогрессивным (созидательным), а не регрессивным (разрушительным) реакциям в словах и поступках.

Журналистская деятельность выполняет свое предназначение и оправдывает собственное существование в том случае, если она всемерно способствует нравственному прогрессу в обществе, а именно: морально одобряет и коммуникативно распространяет позитивные факты, события, явления действительности и, наоборот, негативные морально осуждает и коммуникативно пресекает.

Сущность журналистской этики в системном виде, на фоне всей духовной инфраструктуры социального воспроизводства, представляется как область пересечения нескольких моральных пластов, функционально взаимодействующих друг с другом в процессе создания (журналистом), распространения (информационным каналом) и усвоения (массовым потребителем) публицистического произведения.

Рабочее ядро журналистской этики, или самая мобильная ее подсистема («область пересечения»), формируется, в основном, при взаимодействии трех ведущих нравственных профилей: а) морали человека (персонажа как самостийной личности или носителя явления), о котором пишут; б) морали человека (журналиста), который пишет; в) морали человека (читателя, слушателя, зрителя), для которого пишут, вещают, демонстрируют; конечным результатом становится симбиозный (тройственно согласованный) моральный конструкт, который прорастает из сюжетно-композиционной основы публицистического произведения и преподносится общественному мнению в качестве морального вердикта.

Структура журналистской этики имеет классификацию первого порядка, представляющую раздвоение ее единого целого на профессиональный (гражданский, или надцеховой) и служебный (творческий, или цеховой) уровни; первый, более общий, уровень связан с выполнением журналистом конституционного долга перед обществом - обслуживанием людей специфическим продуктом - социально значимой и творчески обработанной информацией; второй, более частный, уровень связан с выполнением журналистом служебного долга перед трудовым коллективом (часто - учредителем).

Профессиональная этика журналиста трактуется как система нравственных требований, направленных на установление оптимальных взаимоотношений между профессиональной группой и обществом с целью наиболее полного удовлетворения его интересов; служебная этика журналиста трактуется как система нравственных требований, регламентирующих его поведение в профессиональной среде, или содержащих в себе нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности.

Структура журналистской этики имеет классификацию второго порядка, обусловленную наличием в практической деятельности сотрудника прессы типичных, постоянно повторяющихся рабочих ситуаций, или пар взаимоотношений, требующих соблюдения конкретных моральных предписаний; на профессиональном уровне - это бинарные контакты: «журналист - аудитория», «журналист - источник информации», «журналист - персонаж произведения», «журналист - автор»; на служебном уровне - это бинарные контакты: «журналист - редактор», «журналист - редакционный коллектив», «журналист - коллеги по профессии».

Функции журналистской этики сводятся к практической деятельности в трех основных направлениях: описание качественных границ нравственности методами непосредственного созерцания фактов, поступков и последующего их мини-исследования (познавательная функция); воспроизведение путем публицистической антитезы образов нравственного «позитива» и «негатива» в соответствии с потребностями социального прогресса (оценочно-императивная функция); критически-ценностный, пристрастный анализ людских нравов с обоснованием предпочтительности для общества тех или иных норм поведения (регулятивная функция).

Усвоение сущности и принципов нормативной журналистской этики с целью их строгого соблюдения в реальной информационно-вещательной деятельности имеет особенно важное значение в переходном обществе. На этом этапе верно заданные в прессе нравственные параметры развития, освященные высокими гуманистическими целями, способствуют формированию благоприятной для проведения реформ всеобщей атмосферы согласия, порядка, созидания во имя социального прогресса.


Список литературы

 

1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. - М.: Мысль, 1991. - 255с.

2. Законодательство Российской Федерации «О средствах массовой информации». - М.: Фирма Гардарика, 1996. - 296с.

3. Профессиональная этика журналистов. - М.: Галерея, 1999. - 440с.

4. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. - М.: Мысль, 1998. - 287с.

5. Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1981. - 430с.

6. «Стыдно за наших зрителей…» // Столица Саранск. - 2003. - 23 июля.

7. Хабатулина А. Кодек социальной лапши // Правда Сибири от 07.11.2003.

8. Мелешко Ю.В. За Толоконским – как за каменной стеной!// Вечерний Новосибирск от 2 апреля 2004 г.

9. Обзор СМИ (03 – 09 ноября 2003 г.) Выборы-2003. Новосибирская область

10. Кузнецов А. Вместо передела собственности передел влияния // Новая Сибирь № 14 (599), 2 апреля 2004 г.


[1] Стыдно за наших зрителей…» // Столица С [ C аранск]. - 2003. - 23 июля.

[2] Там же

[3] Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. - М.: Мысль, 1998. – с. 275.

[4] Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. - М.: Мысль, 1991. - 255 с.

[5] Обзор СМИ (03 – 09 ноября 2003 г.) Выборы-2003. Новосибирская область

[6] Кузнецов А. Вместо передела собственности передел влияния // Новая Сибирь № 14 (599), 2 апреля 2004 г.