Пояснительная записка

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ МЕНЕДЖЕРА

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению «Управление персоналом»

 

Нижний Тагил


Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры управления и социальной работы ________ , протокол № ________ .

 

 

Зав. кафедрой О.В.Калашникова

 

 

Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета Социально-гуманитарного института НТГСПА ________, протокол № _____.

 

Директор СГИ А.М.Ганиев

 

 

Составитель:

И.В. Белоусова, доцент кафедры управления и социальной работы.


Пояснительная записка

 

Современный этап развития общества характеризуется особыми специфическими характеристиками функционирования и развития социальных отношений во всех сферах общественной жизнедеятельности. Наступившая новая информационная эпоха, резкий скачок интенсивности социальных связей, изменение характера политических и экономических отношений в сторону интеграции и глобализации, происходящих в них процессов, выдвигают ключевым требованием – требование адекватности развития всех сфер общества новому контексту социальной реальности.

Нынешние преобразования в России предполагают движение в направлении нового социально-экономического порядка под влиянием национальных традиций и требований международного рынка. На сегодняшний день основным фактором развития и эффективной работы национальной экономики становиться инкорпорация России в глобальный рынок и функционирование по правилам мировой экономики.

Важнейшим обстоятельством, обусловливающим подобную направленность социально-экономического развития, является правильное использование и учет человеческого фактора как ведущего агента влияния на производстве.

В этой связи возникает вопрос о становлении, формировании и развитии в России адекватной новым требованиям модели менеджмента, отвечающей современным вызовам глобальной экономики и способной обеспечить правильное использование человеческих ресурсов в современном мире.

Однако несоответствие между новыми требованиями рыночной экономики и реальными результатами деятельности отечественных предприятий в данных условиях (банкротство многих государственных предприятий и неразвитость негосударственного сектора) на протяжении последних 15 лет ставят перед нами вопрос о причинах подобной ситуации.

Прежняя модель менеджмента, рассматривающая рабочую силу как любой другой вид ресурсов производства, начинает давать сбои, сами методы менеджмента претерпевают революционные изменения, обостряя вопрос о необходимости формирования иной профессиональной культуры менеджеров.

На сегодняшний день определяющим условиям эффективного функционирования и поддержания конкурентоспособности предприятий в условиях рыночной экономики является трансформация самой профессиональной культуры менеджеров, ее включение в современный экономико-культурный контекст.

Настоящая дисциплина ориентирован на привитие студентам профессиональных навыков, необходимых в реальной управленческой деятельности. Он дополняет курс «Общего менеджмента», в котором даются основы теории управления, и курс «Организационное поведение», где рассматриваются общие принципы исследования поведения человека и групп в организации и управления этим поведением.

Традиционно к практическим навыкам менеджера относят: самосознание, управление стрессами, межличностные коммуникации, творческое решение проблем, построение команд, управление конфликтами и мотивацию сотрудников. Поскольку некоторые из перечисленных навыков подробно рассматриваются в других курсах (например, мотивация - в курсе «Организационное поведение», а управление конфликтами - в курсе «Организационная конфликтология»), то в данном курсе они не освещаются.

Работа менеджера никак не укладывается в какую-то одну плоскость и требует от индивида обладания широким кругом навыков. Некоторые исследователи составляют длинные списки навыков и умений, которыми должны обладать руководители организаций или подразделений, но мы объединим их в три категории: концептуальные, человеческие и технические, степень необходимости которых варьируется в зависимости от положения менеджера на служебной лестнице.

Дисциплина входит в профессиональный цикл основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «управление персоналом».

Целью дисциплины “Профессиональные навыки менеджера” является формирование творческой личности, способной к саморазвитию, что является важной составляющей содержания базового профессионального образования.

Задачи дисциплины- формирование у студентов качеств и навыков, необходимых для профессионально-личностного роста, а именно:

1. Формирование у студентов навыков проектного мышления: формулирование цели, планирование содержания, прогнозирование результатов.

2. Формирование у студентов навыков аналитического мышления: сравнение, анализ, выявление главного и второстепенного.

3. Развитие у студентов навыков коммуникативного общения.

4. Овладение студентом технологией творческого мышления.

5. Развитие у студентов уверенности в своих силах и умения добиться поставленной цели, делать правильный выбор, актуализировать свой опыт, проектировать свое саморазвитие и карьерный рост.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих профессиональных компетенций: общекультурных – стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию, умением расставлять приоритеты, ставить личные цели, способностью учиться на собственном опыте и опыте других; - умением критически оценивать личные достоинства и недостатки, конструктивно реагировать на критику в свой адрес; - осознанием социально-экономической значимости будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; профессионально-личностных: - способностью обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания; - владением навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готов транслировать их своим коллегам.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- профессиограмму менеджера по работе с персоналом.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- работать с информацией, проводить аналитические исследования и готовить документы для целей организационного управления;

- вести переговорный процесс на основе выбора стиля ведения переговоров, контроля психологического климата и определения тактики ведения переговоров;

- осуществлять командообразование и работу в команде;

- составлять личный карьерный план, определять потребности и задачи в обучении для его реализации.

В результате освоения дисциплины студент должен владеть:

- эффективными бизнес-коммуникациями;

- методами общения с подчиненными и воздействия на них.

Отбор содержания учебного материала осуществлялся на основании следующих принципов:

- целостного отражения в содержании предмета задач профессиональной подготовки студента и формирования его общей культуры;

- соответствия содержания данной дисциплины современным требованиям профессионального образования, потребностям практической сферы деятельности;

- целостности, единства содержательной и процессуальной сторон обучения, обеспечивающий взаимосвязь содержания курса и технологии его передачи и усвоения.

Объем дисциплины в виде учебной работы включает в себя на дневном отделении 54 часа (22 часа лекционных занятий и 32 - семинарских) с общей трудоемкостью 144 часа.

Учебно-тематический план

Срок изучения – 2 семестр

Трудоемкость – 4 з.е. – 144 часа

Число часов в неделю (18 недель) - 3 часа

Аудиторные занятия – 54 часа

Лекции – 22 часа

Практические занятия – 34 часа

Самостоятельная работа – 90 часов

Форма отчетности – экзамен (36 часов или 1 зачетная единица)

 

  Название раздела, темы Распределение часов
Тру-доем-кость Аудит. занят. Виды занятий Самостоя-тельная работа
Лекции Семина-ры
I курс, II семестр
Менеджер как субъект профессиональной деятельности
Направления профессиональной деятельности специалиста в области кадрового менеджмента
Компетенции менеджера. Модель менеджера
Система ценностей менеджера
Самопрезентация менеджера. Личностный и профессиональный имидж
Типология личности и общение
Развитие эмоциональной устойчивости в жизненных ситуациях, самоконтроль. Управление стрессами
Эффективное использование времени менеджера
Построение команд
Профессионально-личностный рост: сущность, направление, условия и реализация развития навыков профессионально- личностного роста
Всего в часах:
Всего в зачетных единицах: