Актуальные проблемы современного российского общества в социокультурной сфере.

1.Художественная культура:

1. снижение уровня художественной культуры населения (неразвитость художественных вкусов, художественно-образного восприятия и мышления);

2. невостребованность потенциала профессионального искусства, традиционной народной культуры как средства художественного развития личности;

3. недоступность для жителей города художественных ценностей вследствие сокращения бюджетного финансирования учреждений культуры;

4. недоступность для населения региона богатств мировой и отечественной культуры (в музеях, по данным Министерства культуры России, экспозиции составляют не более 7% фондов);

5. падение интереса к художественному творчеству, искусству в целом;

6. отсутствие национально ориентированной системы художественного воспитания.

7. экспансия массовой художественной культуры, денационализированной по форме и содержанию;

8. ориентация учреждений профессионального искусства и концертных организаций на коммерческий репертуар, на развлекательные представления низкого художественного уровня, обеспечивающая массового зрителя и вызванная необходимостью поиска средств существования;

9. резкое сокращение в репертуаре произведений театральной и музыкальной классики, современного высокопрофессионального искусства; невосполнимая утрата художественных ценностей, предметов народного творчества, церковной утвари (разрушение, кража и вывоз за рубеж);

10. утрата технологий народных ремесел и промыслов, традиционных форм семейного художественного творчества;

11. превращение изделий народного творчества в разновидность массовой сувенирной продукции за счет унификации центров народных ремесел и промыслов, создания на их базе промышленных предприятий; разрушение подлинности фольклора в результате его сценической обработки, перенесения в несвойственную для него среду;

12. утрата форм и традиций устного народного художественного творчества;

13. снижение уровня художественного развития детей и подростков вследствие резкого сокращения детской художественной самодеятельности в связи с коммерциализацией культурно-досуговых учреждений;

14. отсутствие условий для художественного развития и дальнейшего профессионального самоопределения одаренных детей, подростков, молодежи и др.

 

2.Историческая культура:

1. утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, чувства духовной самобытности российской культуры и истории;

2. нигилизм по отношению к историческому прошлому (в том числе и ближайшему);

3. отсутствие интереса к культурному наследию, равнодушие к истории “малой Родины”, к национальным формам культурного творчества (слабое знание родного языка, истории, традиций, вандализм по отношению к памятникам истории и культуры);

4. неразвитость краеведческой деятельности;

5. утрата историко-культурного своеобразия и уникальности территорий;

6. снижение эстетических параметров среды обитания человека;

7. невостребованность историко-культурного потенциала (учреждениями культуры, государственными органами, населением);

8. разрушение памятников истории и культуры (в т.ч. в связи с отсутствием средств на реставрационные работы);

9. использование памятников истории и культуры не по назначению; отсутствие преемственности в передаче культурных традиций, ремесел, обрядов, праздников, бытовых форм культуры; невостребованность в сегодняшней социокультурной ситуации духовного потенциала русской культуры (национальных референтов, философской и религиозной мысли);

10. фальсификация исторических фактов, деформирующая образ исторической России, вызывающая чувство несправедливости у лиц старшего поколения, усиливающая комплекс вины и национальной неполноценности;

11. разрушение системы патриотического воспитания на примере героев российской истории и как следствие - утрата традиций и ценностей служения Родине, отечеству.

 

 

3.Духовно-нравственная и социально-психологическая культура:

1. кризис духовно-нравственных ценностей, вызванный непониманием специфики отечественной культуры, некритичным заимствованием ценностей, образа жизни и стереотипов, характерных для западного типа культуры (культ гедонизма, индивидуализма, рационализма и т.п.);

2. деформация общественной нравственности и криминализация отношений, обусловленная внедрением модели рынка, не соответствующей ценностям российской культуры;

3. утрата смысла жизни, духовный кризис у значительной части населения (пожилые, интеллигенция, безработные и т.д.);

4. дефицит милосердия в обществе, рост агрессивности, ожесточенности по отношению к другому человеку, равнодушие к инвалидам, больным, одиноким, лицам, нуждающимся в защите и помощи; отсутствие системы нравственного воспитания школьников; разрушение духовно-нравственного климата семьи (увеличение количества разводов, жестокость родителей, подавление детской инициативы, взаимонепонимание “отцов” и “детей” и т.д.);

5. размывание поведенческих моделей и образцов "мужественности" и “женственности” (мальчик - лидер, муж, хранитель семьи, защитник отечества, девочка - будущая мать, жена и т.д.);

6. утрата чувства долга по отношению к своим родителям (о чем свидетельствует увеличение числа престарелых людей, сдаваемых своими детьми на попечение государства);

7. деградация морально-нравственного облика значительной части населения (проституция, наркотики, алкоголь, противоправные формы поведения и др.);

8. криминализация населения, рост преступности, в т.ч. организованной, женской, подростковой. молодое поколение утрачивает романтические идеалы и ценности любви, дружбы, служения, справедливости.

9. средства массовой информации создают, продвигают и пропагандируют молодежных кумиров, несущих антисоциальные образ жизни и систему ценностей.

10. растет число участников и расширяется социальная база тоталитарных сект и объединений нетрадиционной религиозной ориентации, способствующих духовно-нравственной и психологической деформации личности.

11.развитие национально-культурного самосознания российских этносов происходит болезненно, сопровождается экстремизмом, агрессивностью по отношению к другим культурам, нациям

12.снижение нравственных критериев во взаимоотношениях между людьми; неразвитость качеств и способностей к сопереживанию, сочувствию (особенно у подростков, молодежи);

13.социально-психологическую неадаптированность, вызванную разрушением привычной социально-психологической среды существования (в связи с вынужденной сменой места жительства - мигранты, беженцы, потерей работы, поступлением в вуз и др.); у

14. силение конфликтности между субкультурами различных возрастных и социальных групп населения (конфликт ценностей);

15. отсутствие нормативно-регулирующего и воспитывающего влияния среды (поощряющее асоциальные способы поведения и формы самовыражения);

16. рост межэтнической напряженности, формирующей негативные этнические стереотипы и национальные предрассудки;

17. дискриминацию русскоязычного населения в странах ближнего и дальнего зарубежья;

18. взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий, провоцирующее межнациональные конфликты, усиливающее социальную напряженность;

19. неуважение культурных ценностей и святынь других народов, этносов;

20. нетерпимое и агрессивное отношение к лицам, имеющим высокие доходы - как со стороны населения, так и со стороны государства (и как следствие - неразвитость благотворительности, спонсорства, обусловленная нежеланием предпринимателей легализировать свои доходы).