Решение задач

Рассмотрим подробнее компьютерное моделирование.

Применения метода компьютерного моделирования в средней основной школе в основном используется как средство наглядности.

Можно создавать впечатляющие и запоминающиеся зрительные образы, которые будут способствуют пониманию изучаемого явления и запоминанию важных деталей в гораздо большей степени, чем соответствующие математические уравнения. Моделирование, как средство наглядности позволит привлечь внимание учащихся к тонким деталям изучаемого явления, ускользающим при непосредственном наблюдении. Графическое отображение результатов моделирования на экране компьютера одновременно с анимацией изучаемого явления или процесса позволяет учащимся легко воспринимать большие объемы содержательной информации.

В старшей школе также необходимо, чтобы школьники сами строили модели, изучали какие-либо объекты и явления с помощью моделирования. Это также могут быть как работы, выполненные в домашних условиях, так и лабораторные работы. При выполнении работ такого рода учащиеся проходят все этапы научного познания: наблюдение, построение модели,

экспериментирование с ней, перенос знаний с модели на изучаемый объект.

Использование данного метода в методике изучения физики обладает рядом положительных моментов

•учит выделять отдельные существенные элементы в изучаемом предмете,

• представлять перед учащимися скрытые свойства предмета

• наблюдать физику процессов в замедленном, убыстренном темпе и

демонстрировать их действие необходимое число раз

• изучать и демонстрировать явления, которое не может быть

показано в школьных условиях(что очень важно для атомной физики)

• использовать модели в качестве демонстрационного опыта

Данный метод будет способствовать закреплению физического материала, развитию физической интуиции, более глубокому проникновению в суть изучаемой темы

Решение задач

Задачи можно разделить на качественные, вычислительные, экспериментальные, графические, а также задачи, решаемые с использованием правил размерности.

Велика роль вычислительных задач, так как к окончанию основной и, тем более, средней школы учащиеся обладают уже достаточной математической подготовкой и владеют большим багажом физических знаний. Необходимо предлагать вычислительные задачи, при решении которых нужно использовать несколько действий, проводить определенную логику физических и математических умозаключений. Все же следует избегать чрезмерно громоздких в математическом отношении задач. Решение вычислительных задач не только способствует закреплению физических знаний, но и определяет формирование навыков быстрых и рациональных вычислений. Важно формировать у учащихся навыки оценки порядка величин и приближенных вычислений, а также вычислений с помощью калькулятора.

Качественные задачи занимают особое место при изучении физики атомного ядра, так как физика атомного ядра изучается в основном на описательном уровне. Решение этих задач направлено, на установление качественных зависимостей между изучаемыми физическими явлениями, что способствует развитию логики мышления школьников. Зачастую решение качественных задач вызывает у учащихся трудности, но в тоже время решение этих задач способствует повышению интереса к физике.

Уроки решения задач лучше проводить в виде практикумов по завершении изучения большой темы [И. Ю. Лебедева, В. Е. Фрадкин. Согласованное планирование для старшей школы. Физика, 2005, № 13. С. 37.]. Учитель, организуя практикум, по теме составляет таблицу с номерами задач по подтемам и трем уровням сложности. Первый урок практикума посвящается разбору основных алгоритмов в рамках данной темы. Их применение иллюстрируется задачами второго уровня сложности. Их решения анализируются и записываются в тетрадь. Далее учащиеся решают самостоятельно, а учитель выполняет роль консультанта. После проверки работ выполняется анализ типичных ошибок и решение наиболее трудных задач.

Задачи играют отнюдь не тренировочную роль; они призваны уточнить изучаемые физические закономерности, осознать изучаемые модели и явления, сформировать общие умения получать и преобразовывать информацию, анализировать физическую ситуацию, искать закономерности.

К тому же школьный курс сохраняется экспериментальным. Только грамотно организованное самостоятельное проведение наблюдений, лабораторных работ, экспериментальных исследований позволяет учащемуся осознать физическое явление, его роль и значение для практики. Натурный эксперимент не может быть заменен никакими компьютерными моделями.

Решение экспериментальных задач, наряду с проведением демонстрационного и лабораторного эксперимента, содействуют закреплению знаний, проверке ими изучаемых теоретических положений.

 

Материальные модели на первом этапе обучения физике в основном исполь-

зуются как средство наглядности, поэтому им следует придавать как можно больше

демонстрационных качеств: доступность, выразительность, красочность, нагляд-

ность. 72

Важно, чтобы школьники, изучая материальные модели, осознавали их имен-

но как модели, как приближенные описания соответствующих реальных ситуаций

(явлений, процессов), как нечто такое, что специально создано для решения постав-

ленной познавательной задачи и что может быть заменено более точным, более

удобным описанием.

Успех использования материальных моделей в формировании того или иного

понятия в значительной мере зависит от умелого соединения учителем образа со

словом. Необходимо также, чтобы школьники сами строили модели, сами изучали

какие-либо объекты, явления с помощью моделирования. Это также могут быть ра-

боты, выполненные в домашних условиях. При выполнении работ такого рода уча-

щиеся проходят все этапы научного познания: наблюдение, построение модели,

экспериментирование с ней, перенос знаний с модели на изучаемый объект.

 

 

 

.

.

 

 

Еще К. Д. Ушинский писал: «Преподавание всякого предмета должно идтитаким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколькомогут одолеть его молодые силы».Развитие мышления учащихся. Для системы работы учителя по активизации познавательной деятельностиучащихся в обучении очень важно иметь в виду, что в мыслительнойдеятельности школьников можно выделить три уровня: уровень понимания,уровень логического мышления и уровень творческого мышления.

III. МОДЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ

С. Е. Попов, С. В. Поршнев, С. Э. Потоскуев,

Нижнетагильский ГПУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

 

Уровень подготовки обучаемых физике, с нашей точки зрения, будет соответ-

ствовать требованиям фундаментализации образования, методологической направ-

ленности в профессиональной подготовке, формированию правильной, современной

научной картины мира, если

• в процессе подготовки будет больше внимания уделяться математическому

моделированию фундаментальных физических объектов и явлений и исследованию

свойств этих моделей;

• будет больше времени отводиться вычислительному и мысленному экспе-

риментам с последующим анализом и обсуждением результатов;

• в качестве методов обучения будут использоваться проблемно-поисковые и

творчески-репродуктивные, направленные на развитие и формирование активной

личности в процессе обучения.

Рассмотрение самостоятельных курсов физических дисциплин (например,

классической механики, термодинамики и статистической физики, квантовой физи-

ки) показывает, что их преподавание до настоящего времени осталось «классиче-

ским», то есть базирующимся на «трех китах»: теоретическом курсе, излагаемом в

виде лекций; семинарских занятиях, на которых проводится решение задач; лабора-48

торных занятиях. Такое положение объясняется во многом тем, что до недавнего

времени учебные заведения не были обеспечены достаточным количеством вычис-

лительной техники. Однако в настоящее время, когда вузы и большинство школ ос-

нащены персональными компьютерами (ПК), возможности которых позволяют ре-

шать в реальном времени задачи, требующие большого объема вычислений, по на-

шему мнению, назрела необходимость пересмотра подходов к использованию ПК в

преподавании физик

 

ответствующими курсами лабораторных работ по компьютер-

ному моделированию. Это, во-первых, позволит внедрить принципы компьютерного

мышления в изучение физики.

задачи квантовой физики (демонстрация корпускулярно-волнового дуализма, расчет спектров излучения

и поглощения атомов и др.);