I. Философско-нравственные проблемы
МАТЕРИАЛЫ
Для подготовки к экзамену по русскому языку
I. Философско-нравственные проблемы
Проблема | Вариант вступления. Автор, произведение, герой. Краткий анализ (в соответствии с данной проблемой). |
Проблема поиска смысла жизни | Вариант вступления. Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины. Литературные аргументы: Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». — Проблема поиска смысла жизни является центральной во многих произведениях русской литературы. Одно из них — «Война и мир» Л. Н. Толстого. Герой романа-эпопеи Пьер Безухов в начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог — утрата смысла жизни. Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев), Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек. А. П. Чехов. Рассказ «Студент». — Одним из произведений, в котором поднимается проблема обретения истинного смысла жизни, является рассказ А. П. Чехова «Студент». Молодой человек, будущий священник, Иван Великопольский в душе не верит ни во что хорошее, доброе, светлое. Ему кажется, что жизнь — это бесконечная череда несчастий, тоска, невежество. Все изменила случайная встреча с двумя простыми женщинами. Они, несмотря на тяжелую судьбу, не утратили веры, способности глубоко сочувствовать чужому горю. Иван Великопольский понял, что в жизни, как и в природе, все гармонично: если есть зло (невежество, тоска, голод), то есть и добро: любовь, правда, красота. Именно они направляли и будут всегда направлять течение человеческой жизни. |
Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути | Вариант вступления. Всем известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где написано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь…», «Налево пойдёшь — себя потеряешь…», «Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь…» Повесил голову витязь: тяжело ему путь выбирать. Так и в настоящей, реальной жизни. Каждый из нас выбирает свой путь, принимает одно-единственное решение из многих возможных. Литературные аргументы: — Проблема выбора жизненного пути стоит перед главным героем романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» — Григорием Мелеховым… — М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». — В. Быков. Повесть «Сотников». |
Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней / обретения памяти, корней) | Вариант вступления. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства». Литературные аргументы: — А. Твардовский. Поэма «По праву памяти». — Ч. Айтматов. Роман «Буранный полустанок». — Ф. Абрамов. Повесть «Поездка в прошлое». — И. С. Шмелев. Роман «Лето Господне». — В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой». |