Многомерность ценностного отношения. Здоровье как ценность.

В философии возникло несколько теоретических позиций по вопросу о природе ценностей.

1. Натурализм. С позиций натурализма, ценность предмета определяется его естественными, натуральными свойствами. Например, ценность здоровья определяется состоянием человека, когда его пульс, давление в норме. Вот они – естественные свойства организма.

2. Эмотивизм. От английского emotive – эмоциональный. Ценность предмета определяется эмоциями, которые этот предмет вызывают.

3. Ценность понимается как некий объективный смысл, который идеален, воспринимается в нашем сознании, но имеет объективную основу. Здоровье – тот смысл, который имеет объективную основу – физиологическое состояние человека. Но есть эмоциональная составляющая. Например, ученик радуется, когда узнает, что у него в день проведения в школе контрольной работы температура выше 36,6.

Определение ценности. Ценность – это обобщенный смысл чего-либо как предпочитаемого, то есть отвечающего потребностям, интересам, целям отдельного человека, группы людей или общества в целом.

Разберем данное определение. Во-первых, ценность понимается как обобщенный смысл, то есть она существует только для нашего сознания, идеально. Ценность есть обобщение многих смыслов. Красота является примером обобщения смысла множества красивых вещей.

Во-вторых, ценность всегда предполагает ценностное отношение, то есть отношение предпочтения (мы предпочитаем здоровье болезни, красоту безобразию). В этом выражаются не свойства самих предметов, а наше отношение к ним, к физиологическим состояниям организма, к совершенным поступкам и т.д.

 

Рассмотрим многоосевую модель, учитывающую сложность ценностного отношения, в котором происходит переход идеального в реальное.

 

1. Ценность Сфера идеального

3. Смысл 6. Универсальное

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Сфера реального

 

5. Индивидуальное 4.Эмоциональное

(уникальное) переживание

2. Благо

 

Прежде всего, переход идеального в реальное происходит по оси «ценность – благо».

1. Ценность, будучи обобщенным смыслом, идеальна. Ценность не подчинена законам физического мира: ее можно принизить, но не уничтожить. Справедлив афоризм: «Ценности не существуют (как вещи), они значат (несут смысл)». Что же существует как вещи?

2. Реально существуют воплощения ценности, мы называем их благом. Это благо, что с нами поступили справедливо, это благо, что мы здоровы. В приведенных примерах реализуются такие ценности, как справедливость и здоровье.

По определению ВОЗ, здоровье – это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней». Можно ли представить, что в действительности существует: человек, полностью отвечающий этому определению? Но это не означает, что эксперты ВОЗ ошибаются. В данном определении здоровье представлено как ценность. Реально же на уровне блага мы имеем дело с человеком, который практически здоров (быть идеально здоровым невозможно).

В отличие от ценностей, блага существуют по законам физического мира

Обратимся к известным словам Воланда в романе М.А. Булгакова «Рукописи не горят». Рукопись выступает как благо. Смысл высказывания в том, что подчеркивается ценность творчества как такового. Даже если Н.В. Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», его «сгоревшие» мысли каким-то образом нашли свой отклик и отражение в процессе работы над другими произведениями.

3. Смысл. Только столкнувшись с проблемами, связанными со здоровьем, человек берется за свою жизнь, за свое здоровье. Нужно, чтобы смысл эмоционально переживался человеком. Смысл не существует без направленности на него сознания, т.е. он интенционален. Эта направленность выражается в эмоциональном переживанииценности.

4. Если эмоционального переживания ценности не происходит, реальна опасность фетишизации ценности, то есть превращения ее в фетиш – объект формального поклонения. Относительно ценностей это проявляется таким образом, что ценность остается только универсальной, но не переживается как личностно значимый смысл – не индивидуализируется. К примеру, если провозглашаются свободы, права человека, а на деле это только декларируется, не воплощается в жизнь. Ценность превращается в фетиш, которому поклоняются формально, но никак людьми не переживается.

Сфера идеального – это ценности, смысл которых универсален, т.е. является общезначимым.

Сфера реального – это блага и индивидуальное переживание смысла ценностей.

Если провести между этими сферами не пунктирную, а сплошную линию, это будет означать фетишизацию ценностей, т.е. разрушение ценностного отношения. Ценностное отношение существует только за счет напряжения между полюсами идеального и реального, что и придает ценностям подлинный смысл.

Итак, ценностное отношение многомерно, оно необходимо предполагает переход идеального в реальное и реального в идеальное.