ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

 

Главной задачей исследователя является изучение со­циально-экономических пространственных связей по всем каналам и направлениям. Только в процессе такого по­знания можно ответить на вопрос, каковы причины тер­риториальных различий в развитии и размещении насе­ления, отраслей хозяйства и их отдельных сочетаний. Конкретные методические подходы к изучению взаимо­связей будут приведены в соответствующих главах вто­рого раздела учебного пособия.

Второе важнейшее требование, предъявляемое к эко­номико-географическим исследованиям,— выявление и объяснение пространственных различий в территориаль­ной организации хозяйства и населения. Оно осуществ­ляется с помощью метода пространственного анализа.Географическое пространство — это объективная, всеоб­щая форма существования материальных географиче­ских образований и объектов в пределах конкретной тер­ритории и развивающихся во времени. Следовательно, атрибуту «пространственный» присущ фактор времени; атрибут «территориальный» предполагает лишь протя­женность географического объекта, его размещение. В основе метода пространственного анализа лежат два принципа: территориальность и комплексность исследо­ваний. Эти принципы были сформулированы еще в рабо­тах Н. Н. Баранского и Н. Н. Колосовского; они явля­ются краеугольными камнями методологии экономической географии.

Территориальность подхода к изучению социально-экономических явлений заключается в том, что они рас­сматриваются в определенных границах территории, в пределах того или иного района. Территориальные ис­следования являются, по существу, порайонными иссле­дованиями. Как указывал Н. Н. Баранский, «географи­ческое мышление — это мышление, во-первых, привязан­ное к территории, кладущее все суждения на карту, и, во-вторых, связанное, комплексное». К этим двум принципам следует добавить третий — конкретность. Только конкретный подход может обеспечить правиль­ность анализа и выводов, так как разные районы имеют разные условия для хозяйственной деятельности и жиз­ни человека.

В географии территориальный подход сочетается с отраслевым. При этом можно выделить две разновидно­сти отраслевого подхода различной степени комплексно­сти: а) изучение особенностей размещения какой-либо отрасли в пределах территории крупного района, респуб­лики или страны (узкоотраслевой подход); б) сравни­тельное изучение отраслевой структуры хозяйства не­скольких районов (межотраслевой подход). Широкое распространение территориально-отраслевого подхода объясняется сложившейся отраслевой формой управле­ния (объединения, предприятия, министерства) и систе­мой статистической отчетности. Однако узкоотраслевой анализ не может вскрыть взаимосвязи в системе народ­ного хозяйства региона, в этом его главный недостаток. Межотраслевой подход заключается в исследовании вза­имосвязанных групп, сочетаний отраслей, включая ре­сурсные, производственные и потребительские структуры. Наиболее выраженным примером таких межотраслевых сочетаний являются территориально-производственные комплексы, экономические районы. Территориально-про­изводственный комплекс (ТПК) — это сочетание пред­приятий на основе производственных связей всех видов и общности использования территории и других ресур­сов. Территориальная общность компонентов — решаю­щий фактор образования комплекса. Экономический рай­он — территориально целостная часть народного хозяй­ства страны, обладающая такими признаками, как спе­циализация, комплексность и управляемость.

Составной частью и необходимым условием метода пространственного анализа является картографирование и картографический анализ. Без карты нельзя понять сущность региональных различий, не может быть дейст­вительно территориального исследования.

Во всех экономико-географических исследованиях ис­пользуется временной анализ, изучение явлений во вре­мени, так как объекты исследования — ТСЭС и их эле­менты — всегда переходят в той или иной форме от одной эпохи к другой, участвуют в создании новых терри­ториальных систем. Поэтому метод исторического подхода,предметом которого является генезис системы, ее воз­никновение, становление, развитие, относится к числу общих, основных методов познания. С его помощью мож­но ответить на вопросы, как изменялась экономика того или иного района, географическая среда, ее хозяйствен­ное использование, как менялись расселение людей и степень хозяйственного освоения территории. Поэтому в план географического изучения социально-экономических объектов и явлений обязательно включается раздел об истории их формирования и развития, с него, как прави­ло, начинается исследование объекта. Этот метод бази­руется в основном на литературных, архивных, фондо­вых, музейных источниках информации.

В географической науке широко используется сравнительно-географический метод, т. е. метод сопоставления стран, районов, городов, результатов хозяйственной дея­тельности, параметров развития населения и т. д. Он до известной степени заменяет эксперимент, позволяет опре­делить причины, оценить влияние условий и факторов на
развитие изучаемых объектов. Сравнение может быть в пространстве (региональное) и во времени. При помощи этого метода возможно решение таких важных вопросов, как типология и классификация изучаемых явлений и объектов, что крайне необходимо в практике планирования и проектирования. Сравнения позволяют предвидеть по аналогии ход дальнейшего развития социально-экономических процессов, а значит, помогают в прогно­зировании.

Конкретные примеры использования на практике опи­санных методов будут даны в последующих главах посо­бия при изложении методики исследования отдельных элементов ТСЭС.

Литературный методисследования широко применяется при выполнении теоретических работ, историко-географических тем, в страноведческой тематике по зару­бежным странам. Этим методом пользуется каждый ис­следователь, так как он обязан детально изучить лите­ратуру по данной теме, использовать опыт других иссле­дователей и, не повторяя их, внести свой вклад в разра­ботку научной проблемы.

Литературные источники по специальности можно по­добрать прежде всего из реферативного журнала «Гео­графия», который ежемесячно публикует рефераты по всем важнейшим работам во всех отраслях географиче­ской науки. Большую помощь в подборе литературы ока­зывают специальные библиографические указатели. При непосредственном ознакомлении с литературными источ­никами необходимо составить по ним рефераты или ан­нотации. Аннотация — это краткие сведения о содержа­нии работы и ее назначении. На основании аннотации можно составить библиографические карточки по теме и сгруппировать их по основным разделам. Реферат — более развернутое содержание работы, основные ее по­ложения. На основании рефератов можно дать обзор ли­тературы по теме и оценить степень изученности проб­лемы.

В социально-экономической географии используются практически все приемы экономико-статистического ана­лиза: группировки, определение средних величин, ранжи­ровка данных, построение вариационных рядов, выборка, корреляции, расчет индексов, построение динамических рядов и т. д. Эти методические приемы приобретают в географии все большее распространение в связи с экономизацией науки, выходом в практику планирования и проектирования. Статистика дает экономической геогра­фии факты, цифровые материалы, без которых невозмож­но изучение действительности и подтверждение теоретических выводов. Даже сложные математические приемы, которые стали широко применяться в географии, требу­ют предварительно обработанных, систематизированных, сгруппированных статистических данных. Поэтому каж­дый географ наряду с соответствующей математической подготовкой должен хорошо владеть методологией ста­тистики, уметь пользоваться статистическими методами, понимать природу показателей, исчисляемых при харак­теристике социально-экономических процессов. Метод экономико-статистического анализа предполагает три стадии: сбор, обработку информации, анализ и выводы.

Математический методисследования все шире проникает в экономическую географию. Уже само применение статистических данных и их обработка предполагают ис­пользование математики; различные коэффициенты из области экономики и демографии (специализации, теку­чести кадров, рождаемости, интенсивности миграции) — это уже простейшие математические модели. Математи­ка в географии выступает как инструмент исследования, не подменяя специальные географические методы. Ма­тематический метод применяется географами в следую­щих случаях: если объектом исследования являются от­носительные величины; когда нужно выровнять характе­ристики по правилам регрессии, обосновать достовер­ность гипотезы; при многофакторном анализе, когда тре­буется построить модель процесса, найти периодичность явлений, выбрать оптимальный вариант, сделать про­гнозные расчеты.

Первый этап применения математики в экономиче­ской географии — введение количественных мер для изу­чаемых явлений, т. е. подготовка к математическому ана­лизу, ответ на вопрос «сколько?».

Второй этап более сложный, связан с поиском эмпи­рических взаимосвязей в обширном цифровом материа­ле. В виде математических функций в той или иной сте­пени приближения выражается зависимость явлений. При помощи формул прокладывается путь к познанию причинных связей, дается ответ на вопрос «каковы взаимосвязи?».

Третий этап применения математики — вывод законо­мерностей, попытка определения механизма явлений. Отсюда путь к предсказанию, прогнозированию.

Картографический метод— не только средство для раскрытия пространственных связей, но часто и конечная цель исследования. Как указывал Н. Н. Баранский, от карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончает­ся. Карта, по выражению Н. Н. Баранского, второй язык географии.

Суть картографического метода состоит во включе­нии в процесс исследования промежуточного звена — географической карты как модели изучаемых явлений. При этом карта выступает в двоякой роли: в качестве средства исследования и как его предмет, модель, заме­няющая реальное пространство. Этот метод предполага­ет четыре стадии картографирования и использования карты: получение информации; обработка информации и построение карт; изучение карты, анализ, извлечение информации; использование полученной информации для выводов, рекомендаций, прогнозов. Исследователь дол­жен помнить, что очень важно не только составить кар­ту, но и уметь работать с ней, взять от нее все, что она может дать, иначе карта будет оставаться «вещью в себе».

Практически все статистические показатели можно изобразить наглядно при помощи разнообразных карто­графических форм. Этим достигается, во-первых, нагляд­ная демонстрация, моделирование изучаемых объектов, явлений; во-вторых, разгружается от различной цифровой информации текст; в-третьих, географическое исследование становится законченным.

Для показа пространственного распределения или локализации явлений применяются различные картоподобные формы изображения: картосхемы, картограммы, картодиаграммы, карты линий связей, точечные карты, карты символов, контуров, демографического потенциала и др. если данные относятся только к одному пункту, можно ограничится графиками, диаграммами, номограммами. Определенное сходство тех или иных точек или участков территории полезно показать при помощи изолиний: изогипсы – горизонтали рельефа, соединяющие точки с одинаковой высотой поверхности; изофоры соединяют точки с равными издержками; изостады связывают точки, сходные по стадии развития; изохроны соединяют точки с равными характеристиками затрат времени и т. д.

Визуальный методисследования, основанный на не­посредственном наблюдении явлений, объектов, дает за­частую больше для понимания, чем использование всех перечисленных методов. Экономикогеограф добывает но­вый материал главным образом в результате непосред­ственных территориальных исследований. Необходимо увидеть изучаемый объект, изучить на месте типичные явления, установить, почему именно так они протекают. Величайшую ценность имеет производственный опыт лю­дей, а для его изучения необходимо личное знакомство с различными типами хозяйственной деятельности насе­ления. Визуальный метод незаменим при изучении мик­рогеографии и планировки населенных мест, при крупно­масштабном изучении территории, при знакомстве с тех­нологическими процессами. Наблюдения должны сопро­вождаться беседами со специалистами, руководителями производства, фотографированием местности.

Метод анкетного опросастал одним из распространен­ных специальных методов в социально-географических исследованиях. Этим методом пользуются в двух случа­ях: если информация отсутствует; если нужно узнать мне­ние определенного круга людей, мотивы, причины соци­альных явлений. Есть две формы проведения опроса. Это может быть беседа, в ходе которой берущий интервью задает ряд целенаправленных вопросов и с их помощью получает ответы по интересующей его проблеме. Опрос может быть организован посредством анкеты строго опре­деленной формы, которую опрашиваемый заполняет са­мостоятельно или с помощью исследователя. Главное требование в данном случае — умение составлять анкеты