Прапорщики в русской армии и в наши дни.
УТВЕРЖДАЮ
КОМАНДИР ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 41453
Подполковник
А. Иванников
«___»_____________2003 года.
ПЛАН – КОНСПЕКТ
проведение занятия с прапорщиками войсковой части 41453
по общественно-государственной подготовке
Тема:«Прапорщики в истории русской армии».
Цели:1.Рассказать военнослужащим о прапорщиках в русской армии.
2. Раскрыть роль прапорщика в создании здорового морально-психологического климата в воинском коллективе.
3. Воспитывать у прапорщиков высокие боевые и морально-психологические качества.
Метод:рассказ
Время:6 часов.
Место:Комната досуга.
Материальное обеспечение:план – конспект.
Учебные вопросы:
1. Прапорщики в русской армии и в наши дни.
2. Роль прапорщика (мичмана) в создании здорового морально-психологического климата в
воинском коллективе.
Ход занятий:
1. Вводная часть – 5 минут.
- принимаю доклад о готовности к занятиям;
- проверяю наличие личного состава;
- довожу тему и цель занятий.
2. Основная часть – 1 час 10 минут.
- довожу материал под запись.
3. Заключительная часть – 5 минут.
- подвожу итог занятий;
- довожу тему и цель следующего занятия.
Прапорщики в русской армии и в наши дни.
"Профессия защищать Отечество" в нашей стране имеет многовековую историю. Она была всегда не только государственно значимой, но и престижной как самое достойное благородного человека занятие.
Со школьных лет мы помним строки из пушкинской "Полтавы":
Сии птенцы гнезда Петрова... Его товарищи, сыны: И Шереметев благородный, И Брюс, и Боур, и Репнин...
Ближайший сподвижник Петра I, Яков Вилимович Брюс, на протяжении многих лет разделявший с императором все труды по созданию регулярной русской армии, - яркая фигура в отечественной военной истории. Но мало кто знает, что был он одним из первых российских прапорщиков.
Начав службу прапорщиком, Брюс завершил ее генерал-фельдмаршалом, уйдя в отставку уже после смерти Петра I.
Первые прапорщики появились в русской армии в середине XVIIвека. Слово это происходит от древнеславянского "прапор", что буквально означает "развевающееся на древке полотнище -стяг, знамя.Прапорщиками стали называться знаменщики, назначавшиеся из числа наиболее мужественных, физически крепких, проверенных в боях воинов. Однако вначале это отнюдь не считалось воинским званием в нашем привычном понимании (см. схему).
Долгое время на Руси вообще не было постоянных персональных воинских званий. "Воеводы" (начальники войсковых соединений, соответствующих нынешним армиям, корпусам, дивизиям), "головы" (их можно приравнять к современным командирам отдельных частей) и "сотники" (равные ротным и эскадронным командирам) назывались так по должности. И присваивались эти звания только на время похода.
Такая практика существовала вплоть до военной реформы Ивана IV(Грозного), осуществленной в середине XVIвека. Тогда были учреждены постоянные войска, военнослужащих этих войск стали называть стрельцами, а их командиры получали постоянные звания стрелецких "голов" и "сотников".
Персональные звания "начальных людей" пришли к нам с Запада в XVIIвеке. Широкое же распространение военные чины западноевропейского типа получают в русской армии с введением в ней во второй половине XVIIвека "полков нового строя".
В 1672 г. были известны уже следующие воинские звания, общие для всех родов войск: полковник, полуполковник (помощник полковника), капитан (командир роты), поручик (офицер для поручений, помощник капитана), прапорщик - ротный знаменосец. В случае надобности он заменял поручика и имел помощника, или ассистента, в лице подпрапорщика унтер-офицерского звания.
Многосторонняя реформаторская деятельность Петра Iкоснулась и армейских чинов, что нашло свое отражение в воинском уставе, принятом в 1716 г.Устав подразделял воинские чины на 4 группы: генералы, штаб-офицеры, обер-офицеры и унтер-офицеры. А 24 января 1722 г. вступил в силу законодательный акт, который лег в основу всей системы чинопроизводства в России, - "Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины ".
"Табельо рангах "устанавливала три основные линии государственной службы - воинскую, статскую и придворную, номенклатуру чинов по каждой из них и их иерархию. Основное назначение этого закона заключалось в том, чтобы внести четкую организационную структуру в категорию лиц, находящихся на государственной службе, и придать ей привлекательность.
В "Табели о рангах" устанавливалось 14 классов: для армии - от генерал-фельдмаршала (1-й класс) до фендрика (14-й класс), в гвардии - от полковника (4-й класс) до фендрика (12-й класс), в артиллерии и инженерных войсках - от генерал-фелышейхмейстера (2-й класс) до фендрика-инженера (14-й класс).
Как видим, все перечни офицерских званий замыкались явно не русским по происхождению званием фендрик.
Это слово - производное от немецкого названия, означавшего в буквальном переводе "знаменщик". Как и некоторые другие из установленных "Табелью" иноязычных воинских чинов, звание фендрик не привилось в русском военном лексиконе. В 40-х годах XVIIIвека, при императрице Елизавете Петровне, оно было заменено на ранее известное и привычное - прапорщик. Это звание стало первым обер-офицерским чином. Обладателю его оно давало право на потомственное дворянство.
На первый взгляд может показаться, что петровская "Табель о рангах" принижала роль гвардии в русской армии. В действительности же дело обстояло как раз наоборот. Гвардия, по замыслу Петра I, должна была стать школой передовых методов обучения солдат, кузницей командных кадров. Это ее назначение проявилось и в указе 1714 г. "О непроизводстве в офицеры дворян, не служивших в гвардии солдатом". Поэтому офицеры гвардии получили по "Табели" преимущество в два чина перед армейскими офицерами, т.е. стояли в "Табели" на два класса выше. Прапорщик гвардии приравнивался по классу к поручику армии, подпоручику в артиллерии и инженерных войсках. А артиллерийский прапорщик и прапорщик инженерных войск к подпоручику армии.
Необходимо отметить, что в старину редкий генерал не служил в молодости прапорщиком. Это звание с честью носили многие из офицеров, именами которых гордится Отечество. Среди них, например, декабристы Александр Бестужев, Михаил и Никита Муравьевы и другие доблестные сыны России. Прапорщиками также начинали военную карьеру А. Василевский, Ф. Толбухин - будущие Маршалы Советского Союза, выдающиеся полководцы Великой Отечественной войны. За боевые отличия в Первой мировой войне в подпрапорщики был произведен кавалер четырех Георгиевских крестов В. Чапаев. А прапорщик Н. Крыленко 9 ноября 1917 г. был назначен первым советским Верховным Главнокомандующим.
Но вернемся в петровские времена. В своих уставах, многочисленных приказах и обращениях к армии Петр Iтребовал от офицеров высоко держать честь своего воинского звания и быть примером для подчиненных. Он говорил, что авторитет командира основывается на хорошем знании своего дела, заботе о солдатах, храбрости в бою и строгой дисциплине. Неоднократно Петр Iподчеркивал, что командир должен не только "иметь постоянное попечение об одежде и пище солдатской", но и "справедливо относиться к солдату", памятуя, что "солдат является основной силой армии".
В этом отношении весьма поучительны требования приказов и уставов Петра Iк офицерским чинам: "Офицеры суть солдатам яко отцы детям, того ради надлежит их равным образом отечески содержать"; "Прапорщику подобает во все дни немощных посещать и смотреть, нет ли в чем либо недостатка. Ему подобает великую любовь к солдатам- иметь, и, когда они в наказание впадут, тогда ему об них бить челом вольно".
Принципиальное значение имел еше один петровский указ от 1719 г. В нем строго оговаривалось: 1) "чтобы никакого человека, ни в какой офицерский чин не допускать из офицерских детей и дворян, которые не будут в солдатах в гвардии; 2) чтобы через чин никого не жаловать, но порядком чин от чину возводить; 3) чтобы выбирать на вакансии баллотированием из двух или трех кандидатов".
Во времена Петра Iдворяне и не дворяне начинали службу рядовыми, последовательно проходя ее ступени. Проходили они и через чин подпрапорщика. По уставу 1716 г. этот чин относился к группе
унтер-офицерских, т.е. младших офицерских (обладатели их на самом деле офицерами не являлись). А с 1800 г. подпрапорщиками стали именовать всех унтер-офицеров пехоты - выходцев из дворян. Так было на протяжении 80 лет. 22 августа 1880 г. вышел приказ по военному ведомству № 252, которым устанавливался новый порядок присвоения звания подпрапорщик. Теперь оно присваивалось выпускникам юнкерских училищ, направлявшимся "в части пехоты и других родов войск". Подпрапорщики подчинялись непосредственно ротным командирам. На них возлагалось исполнение обязанностей младших офицеров. По своим правам они во многих отношениях были приравнены к офицерам, подвергались тем же дисциплинарным взысканиям, что и поручики, прапорщики. Вообще же чин подпрапорщика рассматривался как промежуточный, временный на период ожидания вакансий для производства в офицеры выпускников юнкерских училищ. А с 1906 г. в подпрапорщики стали производить исключительно сверхсрочных унтер-офицеров, успешно окончивших войсковую школу.
В 1884 г. Россия осуществила общую реформу военного чинопроизводства. 30 августа "в целях установления большего единства и правильности в системе младших обер-офицерских чинов" звание прапорщика на мирное время было упразднено. Оно сохранялось лишь для офицеров запаса на военное время. Сделали это по примеру иностранных армий, в которых чин прапорщика тоже отменялся, а первым офицерским чином являлся подпоручик. А ношение знамени поручалось унтер-офицерам.
По реформе 1884 г. состоявшим в армии прапорщикам предоставлялся выбор: уйти в запас или сдавать экзамен на чин подпоручика. Двумя годами позже военное ведомство приказом № 55 от 13 марта 1886 г. ввело "Временное положение о прапорщиках запаса армии". Это звание присваивалось вольноопределяющимся 1-го разряда с высшим или средним образованием и унтер-офицерам, выдержавшим соответствующий экзамен. Они производились в особых войсковых комиссиях один раз в году - в конце лагерных сборов. Предметами экзамена для присвоения чина прапорщика являлись: 1) уставы и законоположения; 2) полевая служба; 3) сведения об огнестрельном оружии; 4) сведения по укреплению местности. По всем этим предметам требуются познания, необходимые для сознательного и отчетливого исполнения обязанностей пехотного обер-офицера.
Точно так же устанавливались экзамены для прапорщиков запаса инженерных войск, кавалерии и артиллерии. Они проводились по 12-балльной системе. Выдержавшим экзамены считался тот, кто получал средний балл не менее 8. В военное время унтер-офицеры с высшим и средним образованием за боевые отличия могли получить звание прапорщика и без экзаменов, но только "в случае собственного желания воспользоваться этим чином". В свою очередь прапорщики за боевые отличия могли быть "произведены в дальнейшие офицерские чины на следующих основаниях: 1) если прапорщик удостоится получить орден Святого Георгия, то одновременно с ним он производится в подпоручики (корнеты в кавалерии) и получает право на дальнейшее производство в чины, не обязываясь уже держать полного офицерского экзамена; 2) получившие другой орден или золотое оружие - держат полный офицерский экзамен".
Первая мировая война поставила в строй тысячи прапорщиков запаса. В действующей армии они обычно назначались командирами взводов и на другие равные им должности. Ближе всех стоявшие к солдатам, прапорщики делили с ними и радость побед, и горечь военных неудач, первыми поднимались в атаку. Вовсе не случайно "Новейший военный песенник", изданный в 1916 г., открывался песней "Прапорщик", в которой были такие слова:
Вот прапорщик юный
со взводом пехоты Старается
знамя полка отстоять... Остался один
он из всей полуроты, Но нет! Он не будет
назад отступать!..
Не менее почетно и звание мичман, впервые введенное также Петром Iна заре зарождения русского флота. "Мичман" (от английского midshipman) - воинское звание или чин. В переводе на русский язык означает "корабельный человек", буквально "человек середины корабля". Такое должностное лицо на флоте было необходимо для оказания помощи командиру корабля в управлении судном. В русском флоте это был первый офицерский чин, который присваивался гардемаринам, успешно окончившим морской кадетский корпус.
Слава нашего отечественного флота, одержавшего в морских сражениях ряд блистательных побед, неразрывно связана с именами многих мичманов. Так, в знаменитом сражении при Че-сме в 1770 г. отличился мичман А. Гагарин. На брандере (специальном судне, загруженном взрывчатыми веществами) он подошел к противнику, поджег брандер и направил его на турецкие корабли. Звание мичмана носил и выдающийся русский флотоводец П. Нахимов.
Звание это сохранилось и в советском Военно-морском флоте - до введения института мичманов оно относилось к категории старшинского состава (1941-1945 гг.), а с 1972 г. - звание военнослужащих, отслуживших действительную военную службу в качестве специалистов (помощников офицеров). Звание мичман получали на флоте старшины, прослужившие не один год. Большинство из них были сверхсрочнослужащими и выполняли на кораблях самые разнообразные и сложные обязанности. Артиллерийское и торпедное оружие, главные и вспомогательные корабельные механизмы обслуживались командами, возглавляемыми мичманами. Мичманское звание носили также главные боцманы, непосредственно отвечающие за порядок на корабле.
Военное дело во все времена развивалось и продолжает развиваться по своим объективным законам, которые всегда были и остаются сильнее субъективной воли политиков. Совершенствование военной техники, особенно во второй половине XXвека, предъявляло все более высокие требования к профессиональной подготовке армейских кадров. Сама жизнь продиктовала необходимость возрождения такой категории военнослужащих, как прапорщики. С 1 января 1972 г. в советских Вооруженных Силах введен институт прапорщиков.Правительством было утверждено соответствующее положение. В нем, в частности, говорилось, что на военную службу в качестве прапорщиков принимаются в добровольном порядке лучшие солдаты и сержанты, отслужившие действительную воинскую службу, а также военнообязанные, не имеющие офицерского звания. С учетом опыта службы, военной подготовки, образования и других факторов им могло быть присвоено звание прапорщик или мичман без прохождения специального курса обучения.
Необходимо отметить, что для подготовки квалифицированных командиров и специалистов в армии и на флоте были созданы школы прапорщиков и мичманов, в которых преподавались основы методики боевой подготовки, военной педагогики и психологии, ряд военных дисциплин.
Ныне прапорщикам и мичманам отводится роль ближайших помощников офицеров в обучении и воспитании солдат и сержантов. Это военные профессионалы высокого класса, в совершенстве владеющие боевой специальностью и в силу этого способные применять принцип обучения воинов - практический показ и личный пример.
2.Роль прапорщика (мичмана) в создании здорового морально-психологического климата в воинском коллективе.
Сегодня наши Вооруженные Силы, как и вся страна, переживают времена трудных перемен, и поэтому от решения назревших проблем зависит уровень обороноспособности государства. На повестку дня ставится вопрос о профессиональной армии. Нетрудно представить себе, как велика и ответственна будет в ней роль прапорщиков и мичманов - поистине золотого фонда военных профессионалов.
На прапорщиков и мичманов возлагаются весьма ответственные обязанности. Прежде всего они, как и все военнослужащие Вооруженных Сил РФ, должны добросовестно служить Отечеству, мужественно и умело защищать государственные интересы, проявлять ответственное отношение к выполнению своего воинского долга и стойко переносить трудности военной службы.
Вполне понятно, что эту ответственную и важную задачу можно решить тем успешнее, чем глубже, точнее и строже прапорщики и мичманы будут знать и выполнять российские законы, соблюдать требования военной присяги, воинских уставов.
Прапорщики и мичманы являются начальниками для всех солдат, матросов, сержантов и старшин одной с ними части (корабля). Многие из них командуют взводами, являются старшинами рот и активно участвуют в обучении и воспитании подчиненных, сплачивают воинские коллективы, поддерживают в них здоровую моральную атмосферу. От их усилий во многом зависят дисциплина солдат и матросов, боевая готовность подразделений, частей и кораблей.
Особая роль отводится прапорщикам и мичманам, занимающим командные должности. От них требуются высокие организаторские способности и умелое руководство подчиненными в любой обстановке. Прапорщик или мичман в первую очередь сам должен неукоснительно соблюдать требования уставов и наставлений, показывать личный пример во всем и всегда. Необходимо подчеркнуть исключительную важность личного примера прапорщика (мичмана) в деле организации воспитания солдат и матросов. Личный пример - лучшая форма воздействия на подчиненных.
Высокая дисциплинированность прапорщика, помноженная на воинское мастерство и опыт, служит хорошим примером для подчиненных, вызывает стремление во всем подражать ему, укрепляет моральный дух солдат и сержантов, вселяет уверенность в успешном выполнении служебных обязанностей.
Успех деятельности прапорщиков в немалой степени зависит от их умения строить взаимоотношения с подчиненными. Искусство руководства это прежде всего искусство управлять сложными человеческими отношениями, способность сплотить личный состав в единый монолитный коллектив, умение распорядиться теми правами, которые даны прапорщику уставами, побуждать подчиненных к четкому выполнению воинского долга, совершенствованию боевого и служебного опыта.
Сложность задач, решаемых Вооруженными Силами России в современных условиях, требует от прапорщиков творческого применения разнообразных форм, методов и приемов воспитания военнослужащих с учетом индивидуальных особенностей каждого подчиненного.
Работать с каждым - значит учитывать как положительные, так и отрицательные качества воина, знать его мысли, настроения.
В подразделении, карауле, войсковом наряде прапорщикам предоставляется хорошая возможность непосредственно наблюдать за поведением подчиненных в трудных ситуациях. Здесь можно лучше оценить их выучку, морально-боевые качества. Эти знания, наблюдения надо умело использовать в индивидуальной воспитательной работе с воинами, направляя их сознание и волю на дальнейшее повышение боевой готовности подразделения, укрепление воинской дисциплины.
Глубоко знать личные качества подчиненных - одна из основных обязанностей командира и начальника, предусмотренная Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Разумно используя метод индивидуального подхода к подчиненным, прапорщики формируют из разных по уровню подготовки, духовному складу и физическому развитию молодых людей дружные, спаянные едиными целями воинские коллективы.
Чутко и внимательно относиться к людям, проявлять отеческую заботу о них, решительно утверждать уставной порядок, воинскую дисциплину, всемерно повышать боевую готовность подчиненных - в этом долг и обязанность каждого прапорщика части.
Изучив и проанализировав индивидуальные особенности своих подчиненных, прапорщик приступает к осуществлению индивидуально-воспитательной работы.
Постоянной заботой прапорщика должна стать и деятельность по формированию в подразделении правильного общественного мнения, здоровой моральной атмосферы, уставных взаимоотношений между военнослужащими. Войсковой опыт свидетельствует, что каждый пришедший в воинский коллектив имеет свои привычки, взгляды, вкусы, обусловленные воспитанием в семье, школе. Иногда эти особенности личности могут вызвать у сослуживцев неодобрение, раздражительность, высокомерное отношение. И здесь очень важно, чтобы каждый солдат и сержант с пониманием, чуткостью, дружеским участием и вниманием относился к товарищам, скромно и самокритично оценивал свои достоинства, не подчеркивая своего превосходства, тактично помогал сослуживцу преодолеть трудности. В этих условиях задача прапорщика заключается в продуманной и четкой организации служебно-боевой деятельности своего подразделения, равномерном распределении нагрузок между солдатами различных сроков службы, понимании настроения воинов, умении опереться на сержантов и актив коллектива.
В создании здорового морально-психологического климата подразделения немаловажное значение имеет умелая дисциплинарная практика прапорщика.
При определении вины военнослужащего он должен принимать во внимание: характер проступка; обстоятельства, при которых он был совершен; прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка службы.
При наложении взыскания прапорщики должны помнить, что мера взыскания и сама форма его наложения должны восприниматься не как действия, направленные на унижение человеческого достоинства, военнослужащего, а как стремление помочь ему научиться управлять поведением, достойно вести себя. Необходимо приучить подчиненных не к боязни наказания, а к боязни совершать проступки.
Для воспитания дисциплинированности нужна правильная организация учебного процесса. Прапорщики должны создавать обстановку, которая требовала бы максимального напряжения физических и моральных сил, способствовала развитию у подчиненных чувства долга, инициативы, высокой организованности и самостоятельности.
Таким образом, здоровый морально-психологический климат - это сложный и творческий процесс формирования у военнослужащих качеств личности и привычек поведения. Суть его заключается в том, что на основе личного примера и профессионализма прапорщиков в коллективе создаются необходимые условия повышения боевой готовности и укрепления воинской дисциплины.
"Прапор". Этим словом в старину называли знамя. А тех, кто шел с ним впереди наступающих войск, именовали прапорщиками, знаменосцами. Они на протяжении всего исторического периода развития армии были окружены почетом, пользовались уважением. Сегодня они должны стать достойными продолжателями традиций прапорщиков старой русской армии.