Задание 1. Экспериментальная система

Практическое занятие «Элементы экспериментальной системы»

Цель исследования: выработка навыков определения экспериментальных гипотез, экспериментальных переменных, а также факторов угрожающих внутренней и внешней валидности.

Процедура исследования

Первый этап

Ознакомление с описанием экспериментов:

 

Эксперимент №1.

Некая исследовательница пыталась установить эффект воздей­ствия голода на изменение агрессивности кошек. Она взяла десять кошек, посадила их в отдельные клетки и применила к ним такой режим пищевой депривации, чтобы к концу двух недель кошки ве­сили 80% от их нормального веса. Затем она помещала кошек в пары на 15 минут и наблюдала, будут ли иметь место случаи агрес­сии или драчливости. Во всех случаях кошки принимали угрожаю­щую позу, в большинстве случаев имели место драки. Исследова­тельница заключила, что голод увеличивает агрессивность кошек.

 

Эксперимент №2.

Роль психологов, работающих в компаниях по производству еды и напитков, особенно важна во внедрении продукции компа­нии. В одном психологическом эксперименте, исследующем по­ведение потребителей, сравнивались потребительские предпочтения двух видов прохладительных напитков со вкусом колы. Компания-производитель напитка заметила, что на одном из региональных рынков сбыта напиток их торговой марки реализуется значительно хуже, чем кола другой компании — их основного конкурента. Эти данные тем более приводили в замешательство, что в национальном масштабе напиток компании—заказчика исследования продавался значительно лучше, чем продукт их соперников.

Исследователи предположили, что некоторые местные условия могли повлиять на отказ потребителей от напитка компании, и они выехали на место с целью проверить эту гипотезу. В качестве пла­на эксперимента был выбран план с повторными измерениями, в котором каждый испытуемый пробовал два типа напитка. Один напиток был помечен Q (марка конкурента), а другой был помечен М (марка компании — заказчика исследования). Случайным обра­зом набранных жителей данной местности в возрасте от 14 до 62 лет попросили принять участие в эксперименте. Все испытуемые спер­ва пробовали марку Q, потом марку М, а затем высказывали мне­ния о своих предпочтениях. Большой неожиданностью для экспе­риментаторов оказалось то, что подавляющее число испытуемых высказали предпочтение марке М. Исследователи заключили, что выборка испытуемых предпочитает марку их компании и что на распределение долей рынка сбыта напитков в данном регионе по­влияли рекламные акции компании-конкурента. Поэтому они пред­ложили провести рекламную компанию стоимостью много милли­онов долларов, чтобы исправить ситуацию.

 

Эксперимент №3.

Некий экспериментатор запланировал исследовать эффекты концентрации и распределения упражнений при заучивании бес­смысленных слогов. Исследователь случайным образом распреде­лил испытуемых по 3 экспериментальным группам. Группа I заучи­вала список из 20 бессмысленных слогов 30 минут подряд в течение одного дня. Группа II запоминала тот же самый список по 30 минут в день на протяжении двух дней подряд. Группа III повторяла тот же самый список по 30 минут в день в течение трех дней под­ряд. Затем экспериментатор оценил уровень запоминания каждой группы при помощи теста свободных воспоминаний. Среднее ко­личество вспомненных слогов из 20 составило: для группы I — 5,2; для группы II — 10,0; для группы III — 14,6. Эти цифры отличались Друг от друга на 0,01 уровне статистической значимости, и экспе­риментатор сделал вывод о большей эффективности метода распре­деления упражнений по сравнению с методом концентрации уп­ражнений.

 

Эксперимент №4.

Исследовательница-психолог поставила задачу выяснить при­чину неудач в учебе среди студентов колледжей. Она набрала группу из бывших студентов, исключенных за неуспеваемость, и группу студентов, получивших на экзаменах удовлетворительные оценки. Обеим группам был дан тест на измерение уровня самооценки. Было обнаружено, что группа исключенных студентов набрала более низкий средний балл, чем группа учащихся, получивших хорошие оценки. Исследовательница сделала вывод о том, что более низкая самооценка является одной из причин неуспеваемости в колледже. Более того, она выдвинула предположение, что лич­ность с низкой самооценкой, возможно, заранее настроена на по­ражение и демонстрирует в ходе обучения в колледже соответству­ющее поведение, действительно заканчивающееся провалом.

 

Эксперимент №5.

Психолог спланировал исследование для определения, могут ли люди с высоким кровяным давлением научиться регулировать свой уровень артериального давления, используя технику биологи­ческой обратной связи. Каждый испытуемый был снабжен устрой­ством, регистрирующим уровень его кровяного давления. Затем ему давалась обратная связь в виде звукового тона, который стано­вился тише с понижением артериального давления испытуемого и звучал громче, как только оно повышалось. Испытуемым была дана инструкция стараться сохранить этот тон настолько тихим, на­сколько возможно. В десяти получасовых сессиях с использовани­ем биологической обратной связи участвовали пятеро испытуемых с высоким уровнем кровяного давления. Все пятеро к концу деся­той сессии значительно снизили свое артериальное давление, и ис­следователь заявил об успехе метода.

 

Эксперимент №6.

Эксперимент был спланирован для проверки гипотезы о том, что высокий уровень возбудимости в большей мере способствует ре­шению простой задачи, чем низкий уровень возбудимости. Гипо­теза также содержала утверждение, что для сложной задачи будет обнаружен противоположный результат: низковозбудимые испыту­емые научатся выполнять ее быстрее. Для операционального опре­деления возбудимости экспериментатор использовал оценки по шкале возбудимости. Двенадцать человек, по­лучивших высокие оценки по этой шкале (высоковозбудимые), и 20 человек, получившие низкие оценки (низковозбудимые), полу­чили сложную задачу для научения. Низковозбудимая группа справилась с задачей скорее, чем высоковозбудимая группа, и экспери­ментатор заключил, что его гипотеза была верна.

 

Эксперимент №7.

Исследователь решил проверить предположение, что страх наказания за плохое исполнение скорее угнетает, чем стимулирует выполнение моторного действия. В качестве показателя выполне­ния моторного действия экспериментатор использовал тест на точ­ность движений. В тесте задачей испытуемого было вставить остро­конечную палочку (стило) в отверстие, не коснувшись при этом его сторон. Каждый испытуемый вставлял стило в 15 различных отверстий. Экспериментатор манипулировал с переменной страха, воздействуя на испытуемых ударами электрического тока, если они плохо справлялись с задачей. Аппарат для электрических ударов был прикреплен к ноге участника до того, как тот начинал выпол­нять задачу, однако удар током не применялся безотносительно к качеству выполнения задания. Испытуемые были случайным обра­зом разнесены по двум группам: одна группа получала электричес­кий удар напряжением 50 вольт (воздействие страхом средней сте­пени), а вторая группа получала электрический удар напряжением 100 вольт (воздействие сильным страхом). В противоположность высказанной гипотезе испытуемые, на которых воздействовали сильным страхом, справились с задачей не лучше, чем те, что под­вергались меньшему воздействию страха,— фактически результаты обеих групп были примерно равны. На основе полученных резуль­татов экспериментатор сделал вывод, что для выполнения мотор­ных действий эффективность наказаний является сомнительной.

 

Эксперимент №8.

Экспериментатор набрал 20 испытуемых, утверждавших, что они верят в астрологию, предъявил им гороскопы предшествующе­го дня и поинтересовался, насколько верно гороскопы предсказали вчерашние события. Испытуемые должны были отметить свою оценку точности предсказаний по 6-балльной шкале: от «крайне точно» до «крайне неточно». Все 20 испытуемых высказали мне­ние, что полученные гороскопы были до некоторой степени точ­ны. Экспериментатор заключил, что гороскопы дают верные пред­сказания.

 

Эксперимент №9.

Для оценки эффекта влияния экспериментального лекарст­венного средства (Remoh) на лечение шизофрении был использо­ван факторный план 2 х 3. В исследовании участвовали пациенты, относящиеся к двум категориям: 1) недавно помещенные в част­ную клинику душевных расстройств и 2) пациенты, помещенные в эту клинику по крайней мере два года назад. Все испытуемые ранее не подвергались госпитализации. Пациентам назначался один из трех курсов ежедневного приема Remoh: 3 грамма в день; 6 граммов в День; 9 граммов в день. Пациенты из двух категорий были случай­ным образом разнесены по трем группам с различным дозированием лекарства. Всего каждая из шести экспериментальных групп состояла из 20 пациентов. Дополнительно к дозированию лекарственного препарата экспериментаторы также еженедельно замеряли степень наличия или отсутствия у пациента симптомов шизофре­нии. Через два месяца был обнаружен очень небольшой процент улучшения у пациентов из группы «старожилов» клиники (10%) независимо от получаемой ими дозы лекарства. Но примерно половина недавно поступивших пациентов показала улучшение состояния вне зависимости от уровня дозировки лекарства. Исследователи сделали вывод, что: 1) Remoh эффективен только для вновь посту­пивших пациентов, но не для хронических случаев, и 2) дозировка в количестве 3 граммов ежедневно достаточна для максимальной эффективности препарата.

 

Эксперимент №10.

Не утихает полемика среди клинических психологов: насле­дуются ли психозы или они вызываются условиями внешней среды. Гипотеза сторонников влияния окружающей среды утверждает, что дети, живущие вместе с психотическими родителями, в дальнейшем сталкиваются с аналогичными пробле­мами в собственной жизни. Для проверки этой гипотезы психолог собрал данные о 1000 психотических взрослых и 1000 нормальных взрослых и для каждого испытуемого выяснил, страдали ли один или оба его родителя психозами. Менее 1% нормальных взрослых имели психотических родителей, но около 30% родителей психоти­ческих взрослых болели психозами. Основываясь на этих результа­тах, экспериментатор заключил, что психозы не передаются по на­следству, а вызываются детским опытом общения с психотическим родителем, что делает человека особенно уязвимым для данного расстройства.

 

Эксперимент №11.

Группа исследователей предположила, что крысы, трениру­емые для бегов, станут двигаться значительно быстрее, если будут получать в пищу в добавление к дневному рациону 20%-ный ра­створ сахарозы. В качестве контрольной группы предлагалось ис­пользовать крыс, получающих только обычный дневной рацион. Сотня крыс породы «майский цветок» («mayflower») прибыла из Плимутрокского питомника (известного в бизнесе крысиных бегов как питомник «селекции крыс») и была случайным образом поде­лена на две равные группы. Пятьдесят крыс получали нормальный рацион при обычных беговых тренировках, другие 50 получали подкормку сахарозой (в порядке, определяемом подбрасыванием монетки). Вторая группа крыс бегала быстрее, чем первая, что подтверждало гипотезу о повышении активности крыс вследствие добавления сахара в рацион. Исследователи обобщили результаты на школьниках начальных классов, которые должны получать в до­полнение к пище кусочки концентрированного сахара.

Эксперимент №12.

Некая ассоциация, представляющая полицию Нью-Джерси, сообщила, что у тех офицеров полиции, которые использовали радары для слежения за скоростью водителей, частота заболеваемости раком необычно высока. Ассоциация подала иск против администрации штата, утверждая, что уровень заболеваний раком у полицейских офицеров, использовавших эти радары, на 18% выше, чем у представителей группы служащих государственной парковочной службы, которые были отобраны в целях сравнения. Сравниваемые выборки были уравнены на основе таких характери­стик, как уровень образования, возраст, пол и длительность служ­бы. Выборки были достаточно большими: 283 офицера полиции и 231 работник парковок. Что доказывает этот случай?

 

Эксперимент №13.

Заголовок недавней газетной статьи гласил: «Сигареты-ле­денцы дурно влияют на детей», а в самой заметке содержались дан­ные о том, что дети, приобретающие конфеты в форме сигарет, намного более склонны впоследствии к курению, чем дети, их не покупающие. Исследование показало, что учащиеся седьмого клас­са, приобретавшие сигареты-леденцы, по крайней мере в два раза более склонны пробовать настоящие сигареты, чем учащиеся, ни­когда не покупавшие таких леденцов. Результаты исследования бы­ли столь яркими, что сотрудники Министерства образования соби­рались наложить запрет на продажу леденцов в форме сигарет, потому что, как они утверждали, сигареты-леденцы вызывают ку­рение у школьников. Исследование также показало, что в семьях, где один или оба родителя курили, дети были более склонны поку­пать сигареты-леденцы и в прошлом несколько раз пытались ку­рить. Была ли оправдана реакция чиновников Министерства обра­зования?

 

Второй этап

Ответьте на следующие вопросы:

1. Какова гипотеза эксперимента?

2. Что выступало в роли зависимой и независимой переменной?

3. Какие внешние переменные угрожают внутренней и внешней валидности в данных экспериментах?

4. Как можно улучшить процедуру данных экспериментов? Предложите свой вариант.