Общие сведения
Электроника и электрооборудование транспортных и транспортно-технологических машин
Практическое занятие 7
Изучение информационно-диагностической системы
Учебные вопросы:
Общие сведения.
Контрольно-измерительные приборы
Общие сведения
Система информации и диагностирования предназначается для контроля за режимом движения и техническим состоянием автомобиля. Для этой цели на автомобиле устанавливаются контрольно-измерительные приборы, бортовая система контроля и диагностическая система встроенных датчиков.
Контрольно-измерительные приборы (КИП) информируют водителя о скорости движения автомобиля, частоте вращения коленчатого вала двигателя, напряжения бортовой сети, количестве топлива в баке, температуре охлаждающей жидкости, давлении масла. Кроме того, КИП следят на возникновением аварийных режимов: в системе смазки двигателя – падение давления масла, в системе охлаждения – перегрев охлаждающей жидкости.
Бортовая система контроля (БСК) – это развивающаяся система, в функции которой входит информирование водителя о ряде параметров систем и агрегатов автомобиля, изменение состояния которых не создает аварийного режима работы и не требует немедленного вмешательства, а предупреждает о необходимости принятия мер по техническому обслуживанию. С помощью БСК возможен автоматизированный контроль уровня эксплуатационных жидкостей в заправочных емкостях, состояния тормозных накладок, исправности ламп приборов светосигнальной аппаратуры, состояния фильтров.
Для снижения трудоемкости и уменьшения времени диагностирования автомобили оборудуют системой встроенных датчиков (СВД), имеющих выводы на штекерный разъем. К штекерному разъему при диагностировании подключается диагностическая аппаратура, что дает существенные преимущества но сравнению с традиционными способами подключения с помощью зажимов и фиксаторов. При наличии на борту автомобиля диагностического прибора, подсоединенного к СВД, водитель может самостоятельно с минимальными затратами времени оценить техническое состояние автомобиля.
Учитывая условия эксплуатации автомобилей, к системе информации и диагностирования предъявляются высокие требования: приборы и датчики, входящие в систему, должны выдерживать вибрации и тряски, оставаться работоспособными при значительных перепадах температуры, выдерживать воздействие агрессивной окружающей среды, обладать малой чувствительностью к пульсациям и изменению напряжения в бортовой сети автомобиля.