ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ И

В условиях демократии (независимо от сложившейся формы правления: парламентская или президентская рес­публика, парламентская монархия) действует принцип раз­деления государственных властей: законодательная, испол­нительная, судебная.

Высшим законодательным и представительным органом является общенациональный парламент (например, Кон­гресс США, Национальное Собрание Франции). Он обладает правом представлять интересы народа и принимать от его имени наиболее важные политические решения (законы). Парламенты, как правило, состоят из двух палат. Верхняя палата (сенат) формируется в различных странах по-разно­му, например через выборы (в Испании), назначения (в ФРГ), передачу по наследству потомкам знатных дворян­ских фамилий (в Великобритании). Нижняя палата (палата депутатов) более демократична. Она избирается непосредст­венно народом.

Палаты парламентов обычно состоят из нескольких со-
тен членов. В Италии — 315 сенаторов и 630 депутатов,
в США — 100 сенаторов и 435 членов палаты предста-
вителей. В Японии — 252 члена палаты советников и
500 членов палаты представителей.

Под парламентаризмом понимается такая государствен­ная власть, в которой существенная роль принадлежит на­родному представительству — парламенту. Представительст­во народных интересов предполагает, что граждане делегируют (передают) свои властные полномочия депута­там.Делегирование происходит, как отмечалось, в процессе парламентских выборов. (В президентских республиках пе­редача полномочий депутатам дополняется делегированием властных полномочий Президенту на отдельных президент­ских выборах.)

Демократические выборы отличаются неопределеннос­тью, необратимостью и повторяемостью. Они являются не­определенными, так как до объявления результатов никто не может быть полностью уверенным в победе. Необрати­мость выборов в том, что результаты нельзя изменить и из­бранные представители займут посты на определенный срок. После истечения предусмотренного конституцией срока (4— 5 лет) выборы повторяются. «Выборы, — как подчеркивал австрийский философ К. Поппер (1902—1994), — предпола­гают право смещать правительства, не применяя насилия».

Подчеркнем, что посредством выборов происходит систе­матическое обновление правящих элит, их деятельность приобретает легитимность (вспомните, что означает леги­тимность).

Граждане участвуют в парламентских выборах на основе принципов всеобщего, равного (один избиратель — один го­лос) и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Подробно выборы в демократическом обществе, деятель­ность политических партий и избирателей в период избира­тельных кампаний будут рассмотрены в последующих пара­графах. Здесь же обратимся к типологии избирательных систем: мажоритарной (от франц. majority — большинство) и пропорциональной. На основе сочетания этих двух подхо­дов действует смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система, например, в ФРГ.

При мажоритарной системе (Англия, США, Франция, Япония) вся территория страны разбивается на округа. От каждого округа избирается чаще всего один депутат (одно­мандатные округа), хотя могут избираться и несколько де­путатов (многомандатные округа). Размеры округов должны насчитывать по возможности одинаковое число избирателей. Граждане голосуют за личность того или иного кандидата, хотя при этом чаще всего обозначается, какую партию он представляет. И наконец, мажоритарная система основана на таком порядке определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов. Отсюда и название системы. Имеется две разновидности мажоритарной систе­мы: абсолютного и относительного большинства. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% +1 голос. Во втором побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его соперников.

При мажоритарной системе возможно голосование в один и два тура. Если, скажем, ни один из кандидатов не полу­чает требуемого абсолютного большинства голосов, то назна­чается второй тур выборов. Участвуют во втором туре толь­ко два кандидата, собравшие в первом туре наибольшее число голосов.

Пропорциональная система (Бельгия, Испания, Швеция) имеет две разновидности. Первая предполагает наличие, как и при мажоритарной системе, округов. От каждого округа избирается несколько кандидатов — представителей различ­ных партий. Избиратели голосуют за конкретных людей, но с четко выраженной партийной принадлежностью. Число депутатов в парламенте распределяется пропорционально числу завоеванных партиями голосов. Упрощенно это вы­глядит так: если кандидаты от первой партии собрали 40% всех голосов, от второй — 20%, от третьей — 10%, то каж­дая из партий получит соответственно 40%, 20% и 10% мест в парламенте.

Суть второй разновидности пропорциональной системы в следующем. Территория страны объявляется единым изби­рательным округом. Политические партии выдвигают спис­ки своих кандидатов. Избирателю предлагается проголосо­вать только за один из таких списков. Распределение мест между партиями осуществляется по той же схеме, как и в первом варианте, т. е. пропорционально числу поданных за партию голосов.

Подчеркнем, что и мажоритарная, и пропорциональная системы не являются идеальными. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Так, при мажоритарной си­стеме возникают и упрочиваются, как правило, связи меж­ду кандидатом (в дальнейшем депутатом) и избирателями данного округа. Однако победителем может стать кандидат, имеющий поддержку явного меньшинства избирателей. На­пример, консервативная партия Великобритании не раз одерживала победу, получив лишь около 40% голосов изби­рателей. Пропорциональная система в этом отношении бо­лее справедлива. Она позволяет представить в парламенте довольно полный спектр политических позиций и мнений избирателей. Вместе с тем она хорошо действует в тех стра­нах, где на выборах соперничают две — четыре крупные партии. В странах же, где в выборах участвуют десятки мелких партий, избранный представительный орган оказы­вается раздробленным на множество депутатских групп, что сильно затрудняет его работу. Чтобы не допустить получе­ние мандатов «карликовыми» партиями, вводится так назы­ваемый заградительный барьер (порог), составляющий, как правило, 5—7% голосов избирателей. Другой недостаток пропорциональной системы в том, что избиратель выбирает как бы абстрактных лиц. Он знает чаще всего лидера пар­тии, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа. Смешанная избиратель­ная система позволяет смягчить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем.

Депутаты, избранные в парламент от каждой партии, об­разуют парламентские фракции (или парламентские пар­тии). Члены партий (партии), получившие на выборах наи-


большее число голосов, становятся членами фракции боль­шинства. Депутаты от партий (партии), набравших меньшее число голосов, становятся членами фракций парламентско­го меньшинства и пребывают в оппозиции.

Партии большинства в парламентских республиках (ФРГ) и парламентских монархиях (Великобритания) фор­мируют правительство и через него проводят собственный политический курс. В президентских республиках прави­тельство формируется чаще всего из той партии, к которой принадлежит сам президент. Поэтому может возникнуть противоречие между парламентом и правительством. Чтобы не допустить дестабилизации, правительство стремится к консенсусу с парламентским большинством.

Партии меньшинства (оппозиция) имеют в парламенте равные права с представительским большинством. Они совме­стно с депутатами от партий большинства работают в составе комиссий и комитетов парламента, свободно высказы­ваются по тому или иному вопросу, выступают с критически­ми замечаниями и предложениями. Иными словами, в парла­менте реализуется принцип защиты прав меньшинства.

Современный парламент нередко называют форумом по­литической гласности, ареной поиска компромиссов. Здесь открыто обсуждаются и принимаются законы, утверждается бюджет, осуществляется в форме запросов контроль над де­ятельностью правительства и пр. Во время проведения пар­ламентских дебатов нередко возникают острые дискуссии. Депутаты и партийные фракции публично заявляют о сво­их позициях, стремясь в итоге достигнуть соглашения. По­этому от них требуются не только знания по обсуждаемому вопросу, но и искусство вести политическую полемику.

Связь парламентариев с избирателями во многом опреде­ляется, как было уже сказано, особенностями избиратель­ной системы. В одних случаях депутаты получают обяза­тельный наказ от своих избирателей и могут быть ими досрочно отозваны. В других являются представителями всего избирательного корпуса страны, а не только своего из­бирательного округа и не обязаны выполнять конкретные наказы избирателей. Однако в любом случае существует правовая и политическая зависимость парламентариев от народа. При переизбрании депутатского корпуса избиратели оценивают как деятельность отдельных депутатов и отдель­ных фракций, так и проводимый в стране политический курс. Поэтому депутаты и партии, не выражающие интере­сов граждан, могут не получить представительских полно­мочий на новый срок.

Ученые спорят: имеет ли парламентаризм в России дли­тельную историческую традицию или начал формироваться лишь в конце прошлого столетия?

Ряд политологов указывают на то, что представительные учреждения существовали в нашем Отечестве еще в период самодержавия: Земский собор при Иване Грозном, Сенат при Петре I, Государственная дума в начале XX в. В после­октябрьский период парламентом стал Всероссийский съезд Советов, переименованный впоследствии в Съезд народных депутатов СССР. В этой связи делается вывод о том, что парламентаризм в России имеет давнюю традицию.

Однако большинство политологов, соглашаясь с фактом длительного существования представительных учреждений в России, отмечают, что они всегда имели декоративный, ог­раниченный, часто формальный характер. Сторонники этой точки зрения подчеркивают, что становление парламента­ризма в нашей стране началось лишь на рубеже 80—90-х гг. XX в. Именно в этот период впервые состоялись выборы на альтернативной основе Первого съезда народных депутатов СССР, стала развиваться многопартийность и гласность.

С принятием в 1993 г. Конституции РФ возник новый парламент Российской Федерации — Федеральное Собрание. Его верхняя палата — Совет Федерации — формируется в настоящее время из числа представителей, избранных зако­нодательными собраниями субъектов РФ, а также назначен­ных главами исполнительной власти субъектов РФ. Нижняя палата — Государственная Дума — в течение более чем деся­тилетия избиралась по смешанной, мажоритарно-пропорци­ональной системе. С 2005 г. введены новые правила, соглас­но которым выборы осуществляются только по партийным спискам. Эту систему выборов принято называть модифици­рованной избирательной системой. Она предполагает более сложный, чем ранее, алгоритм распределения депутатских мандатов в зависимости от активности партий в регионах. По мнению разработчиков соответствующего закона, измене­ние принципов выборов будет способствовать усилению ро­ли партий в обществе, поможет формированию в России подлинно многопартийной системы.

Итак, мы рассмотрели принципы и ценности демократи­ческого политического режима. Они проявляются во всех элементах политической системы: политических институтах, политических нормах, политической культуре, их взаимо­связях и взаимоотношениях. Не случайно политический ре­жим называют способом организации политической системы.

Подчеркнем, что важнейшими условиями и гарантия­ми политической демократии выступают: в экономической сфере — плюрализм форм собственности и развитая рыноч­ная экономика; в социальной сфере — преобладание в соци­альной структуре среднего класса; в духовной сфере — высо­кий уровень культуры общества и мировоззренческий плюрализм.