Основные положения критики утилитаризма

Как полагают некоторые критики теории утилитаризма, один из основных

недостатков этого учения состоит в его несовместимости с двумя

моральными категориями: право и справедливость. Это означает, что

иногда действия с точки зрения утилитаризма морально оправданны, хотя

на самом деле они неправедны и результатом их становится нарушение

прав человека.

Критики утилитаризма доказывают, что данная теория не может быть

применена в случаях, когда речь идет о соблюдении социальной

справедливости.

Теория утилитаризма учитывает лишь полезность эффекта в отношении

общества в целом, но не увязывает этот результат с результатом

распределения полученных благ между отдельными индивидами.

В ходе полемики с критиками утилитаризма сторонники последнего

разработали убедительную и обоснованную теорию, получившую название

«нормутилитаризм».

Согласно нормутилитаристам, процесс этического истолкования образа

действий не должен быть связан с необходимостью определения эффекта

максимальной полезности как исключительного ориентира.

Положение теории нормутилитаризма можно свести к следующим принципам:

1) Какаялибо акция правомерна с этической точки зрения в том и только

в том случае, когда необходимость ее реализации продиктована

корректными нормами морали;

2)Норма морали корректна в том и только в том случае, когда для всех,

кто должен следовать ей, суммарная прибыль оказывается выше, чем

суммарная прибыль в результате следования альтернативной норме.

Критики утилитаризма отыскали в положениях теории еще одно слабое

место: они считают, что нормутилитаризм -просто скрытая форма

традиционного утилитаризма. По их мнению, законы (правила),

допускающие некоторые позитивные отклонения, в итоге позволяют

получить больше прибыли, чем законы вовсе без исключений. Но,

утверждают они, коль скоро правило имеет исключение, это может

привести к тем же несправедливостям и нарушениям прав человека,

которые оказываются допустимыми в рамках теории традиционного утилитаризма

39) Утилитаризм - точка зрения пользы; этическое направление, считающее, что целью человеческих поступков должно быть стремление извлекать из всего материальную выгоду, пользу, благополучие, независимо от того, идет ли речь об индивиде или об обществе.

Положение теории норм-утилитаризма можно свести к следующим принципам:

1) Какая-либо акция правомерна с этической точки зрения в том и только в том случае, когда необходимость ее реализации продиктована корректными нормами морали;

2) Норма морали корректна в том и только в том случае, когда для всех, кто должен следовать ей, суммарная прибыль оказывается выше, чем суммарная прибыль в результате следования альтернативной норме.

3) Критики утилитаризма отыскали в положениях теории еще одно слабое место: они считают, что норм-утилитаризм -просто скрытая форма традиционного утилитаризма. По их мнению, законы (правила), допускающие некоторые позитивные отклонения, в итоге позволяют получить больше прибыли, чем законы вовсе без исключений. Но, утверждают они, коль скоро правило имеет исключение, это может привести к тем же несправедливостям и нарушениям прав человека, которые оказываются допустимыми в рамках теории традиционного утилитаризма.4

40)Деонтическая этика – этика долга. Один из основных подходов, наряду с утилитаризмом и этикой справедливости, в этике бизнеса. Центральным в деонтической этике является понятие права. Согласно деонтической этике действие является морально правильным в том случае если человек, принимающий решение желает, чтобы и все другие люди в данной ситуации действовали бы так же.

В рамках этого подхода речь идет о моральных правах (правах человека), особенностью которых являются:

• неразрывная связь с обязанностями;

• возможность самостоятельного и равноправного выбора цели;

• возможность оправдания и защиты.

Основой для данного подхода послужила рациональная этика И. Канта (1724-1804),

41. Основные особенности моральных прав
Наиболее важным среди различного рода прав являются так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми. Моральные права имеют три особенности.
1. Они тесно связаны с обязанностями.
2. Моральные права обеспечивают возможность индивидуального автономного и равноправного выбора цели, т. е. существует область, в которой отдельные лица существуют как равные и автономные.
3. Моральные права образуют базу для оправдания образа действий одних лиц и для защиты и помощи другим лицам.

 

42. Основные различия между утилитаристским подходом и подходом с позиции моральных прав
Можно выделить два главных различия между утилитаристским подходом и подходом с позиции моральных прав.
1. Моральные права являются отражением требований морали, предъявляемых к отдельному индивиду, тогда как моральные нормы утилитаризма по своей сути коллективны.
2. Права образуют базу нормативов, используя которые можно отвергнуть любые попытки апеллировать к таким критериям, как общественная полезность и количественные факторы

 

43 Этика справедливости– категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием

44 основные подходы к понятию справедливости. В современной экономике существуют три основных подхода к понятию справедливости: классический либерализм (рыночный), утилитарный и эгалитарный.

Рыночный подход исходит из интересов личности. Поскольку не существует объективных методов определения того, что для индивидуума лучше, а что хуже, то каждый индивидуум сам в состоянии понять, что правильно и что ложно, опираясь на свои личные предпочтения. Равенство понимается как равенство возможностей, а не как равенство результатов. Поэтому справедливость устанавливается самим рынком, а эффективность понимается в духе Парето-эффективности. Это означает, что ресурсы достались тем лицам, которые могут уплатить за них наибольшую цену и, следовательно, наиболее рационально их использовать.

Утилитаризм полагает, что общественное благосостояние представляет собой сумму функций индивидуальных полезностей всех членов. Поэтому справедливым, по мнению утилитаристов, считается распределение благ, максимизирующее суммарную полезность всех членов общества.

Эгалитаризм исходит из посылки, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. Поэтому справедливым является равное распределение благ между членами общества.

45 Охарактеризуйте концепцию Д.Ролза Принципы справедливости.Свой либерализм Ролз формулирует в виде теории, которую называет теорией справедливости как честности, подчеркивая тем самым, что понятие справедливости занимает центральное место в политической философии. Проводя параллель между истиной и справедливостью, Ролз отмечает, что «справедливость есть первое достоинство общественных институтов, так же как истинность – первое достоинство систем мысли. В теории Ролза вопрос о справедливости ставится им в контексте распределения так называемых «первичных социальных благ».. Общая идея Ролза состоит в том, что первичные социальные блага должны распределяться поровну, если только неравное распределение некоторых или всех этих благ не послужит выгоде наименее благополучных членов общества. Если некоторые неравенства приносят всем пользу, способствуя развитию общественно полезных талантов и видов деятельности, то каждый сочтет эти неравенства приемлемыми для себя.