Методы исследования лидерского поведения, направленного на достижение целей и организацию внутригруппового взаимодействия
В конце 40-х годов XX в. ученые университетов Огайо и Мичиган на основании опроса и наблюдений за поведением лидеров большого количества фирм выявили независимые факторы поведения лидера: структуризацию деятельности (initiating structure) и внимательность к людям (consideration).
Их главной находкой стало: люди могут вести себя так, что это будет одновременно ориентацией и на работу, и на человека. В результате этих исследований проявились два аспекта лидерского поведения: учет мнений подчиненных и структуризация деятельности (Огайо).Разницу в производительности может объяснить стиль лидерства (Мичиган).
Выводы Мичиганского университета были положены в основу модели«Системы управления 1, 2, 3 и 4» Р. Лайкерта. Он провел интенсивное изучение общих образцов управления, используемых эффективными лидерами. Он выявил четыре преобладающих стиля управления, названных им системами 1, 2, 3 и 4. Система 1 представляет собой сильно структурированный авторитарный стиль лидерства. В противоположность система 4 - это стиль, ориентированный на развитие отношений с подчиненными и групповую, совместную работу с ними. Системы 2 и 3 являются промежуточными стадиями между двумя крайностями. Р. Ликерт разработал вопросник, позволяющий определить стиль руководства и управленческую культуру. Согласно полученным на основе опросника результатам эффективное лидерство чаще располагалось ближе к системе 4 и реже - к системе 1.
Двухфакторная модель- «Решетка лидерства» Блейка и Моутон
Роберт Блейк и Джейн Моутон (1985) разработали так называемую «решетку лидерства»:лидеры организаций действуют в двух направлениях, которые обозначаются как «внимание на производство» ( вертикаль) и «внимание на людей» (горизонталь)
9 | 9:1 | 9:9 | ||||||
5:5 | ||||||||
1:1 | 1:9 | |||||||
В соответствии с тем, в какой степени лидер уделяет внимание этим направлениям, его лидерский стиль позиционируется в определенном квадрате «сетки»: 9;1: внимание к потребностям людей и созданию дружеской атмосферы); 1;9: «авторитарность» ; 1;1: расходование минимума энергии для сохранения работоспособности организации; 9;9: «групповое управление» (работа делается преданными организации людьми, взаимозависимость и осознание общей судьбы ведет к взаимодоверию и взаимоуважению); и т.д.
Тест « NEO - PI - R » - одна из наиболее популярных в настоящее время методик ( Costa , 1996). Она содержит 240 вопросов и требует 30-40 минут для заполнения. Позволяет выявить основные отличительные черты лидеров от менеджеров и обычных людей
В последние годы для оценки свойств лидеров приобрели популярность две тестовые методики: многофакторный опросник лидерства (МОЛ/MLQ), который был предложен Bass и Avolio (1990), и опросник управленческой практики ОУП (Managerial Practices Survey (MRS), работанный Yukl (1990).
МетодикаМОЛ «Многофакторный опросник лидерства»используется для оценки стиля лидерства и его общей эффективности. В нём испытуемый субъективно оценивает себя по сорока пяти описательным высказываниям. Опросник диагностирует два варианта стиля лидерства, значимых для введения инноваций (трансформационное лидерство и транзакционное лидерство) и общий уровень эффективности лидерства.
МетодикаОУП построена на анализе 14 категорий менеджерского поведения рекомендовано использовать в целях создания обратной связи для менеджеров среднего уровня.
Обе методики являются инструментом, определяющим такие принципы управления в организации, которые максимально будут способствовать формированию внутренней организационной культуры компании, толерантной к инновациям. позволяют