Вопрос 1 Сущность лидерства как явления и его определения в менеджменте.
Лидерство. Ответы
Лидерство рассматривается в первую очередь как способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. Сущность лидерства состоит в том, что группа признает лидерскую позицию индивида и начинает следовать за ним. В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией. Лидер может быть формальным или неформальным. Традиционная концепция формального лидерства включает в себя строго формализованную деятельность руководителя, в обязанности которого входят: формулировка задачи, предоставление подчиненным необходимых ресурсов для решения задачи, поощрение за достижение позитивных результатов и порицание за недостаточную производительность. Лидерство – ведущее положение индивидуума в области неформальных отношений, обусловленное его вкладом в эффективность функционирования группы. Руководство – это феномен формальных, официальных отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных отношений. Руководитель назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия. Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, равных ему по статусу.
Лидерство характеризует отношения, в основе которых лежит доверие, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление перенимать положительный опыт.Управленческие взаимоотношения между лидером и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей снижают затраты на управление и поддерживают инновационную природу менеджмента.Руководство и лидерство являются тесно взаимосвязанными и дополняющими друг друга функциями. Они едины по существу, так как обе предполагают целенаправленное влияние одного индивида на других индивидов и группы, контроль над поведением окружающих, но отличаются по источникам установления и поддержания властных отношений. В первом случае это полномочия, определяемые должностью субъекта, во втором – персональный авторитет, признание окружающими незаурядных качеств Личности.Очень важны при этом следующие факторы, являющиеся необходимыми и обязательными для лидерства: 1. Высокий уровень активности индивида по отношению к группе вообще.2. Способность отражать групповые психологические образования (групповые нормы и ценности).3. Восприятие членами группы лидера, как человека, способного повести за собой. Таким образом, лидерство тесно связано с созданием мотивации и влиянием на других людей.Лидеры интегрируют цели и ценности отдельных людей с целями и ценностями организации, определяют цели организации, планируют ее деятельность, приспосабливая ее к намеченным результатам. Менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический. Идеальный случай- формальный и неформальный лидер совпадают. Лидерство мы рассматриваем как ключевой метод менеджмента
Вопрос 2 Качества, характеризующие лидерский потенциал, и методы их оценки.
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства.
Руководство и лидерство являются тесно взаимосвязанными и дополняющими друг друга функциями. Они едины по существу, так как обе предполагают целенаправленное влияние одного индивида на других индивидов и группы, контроль над поведением окружающих, но отличаются по источникам установления и поддержания властных отношений. В первом случае это полномочия, определяемые должностью субъекта, во втором – персональный авторитет, признание окружающими незаурядных качеств Личности. Руководство есть социальный феномен, а лидерство – психологический.
Характерные черты лидера : Энергичность и устойчивость к стрессам; Социальная мотивация
к приобретению власти; Ориентация на успех; Эмоциональная зрелость; Уверенность в себе; Высокие нравственные качества; Настойчивость и целеустремленность; Когнитивные способности, интеллект и социальный ум; Профессиональные знания; Гибкость. Лидерство мы рассматриваем как ключевой метод менеджмента