Контррельсы
Самое узкое место между усовинами называется горлом крестовины. Этот промежуток называют «вредным» или «мертвым» пространством, в нем колесная пара не имеет направляющего канта. Чтобы колеса на этом участке имели правильное направление и не смогли своими гребнями ударить в острие сердечника или попасть в соседний желоб устанавливают контррельс.
Рисунок
Урок 3.7 Требование ПТЭ к стрелочным переводам
ПТЭ запрещают эксплуатировать стрелочные переводы и глухие пересечения, у которых допущены хотя бы одна из следующих неисправностей.
1. Запрещается разъединение тяг стрелочных переводов.
Это возможно при выпадении соединительных болтов.
В этом случае переводится один остряк, а другой остается в непереведенном положении, что вызовет (приведет) к сходу колесной пары с рельс.
Рисунок
2. Запрещаются трещины или изломы в любой части стрелочного перевода.
3. Отставание остряка от рамного рельса допускается не более 4мм и проверяется на против первой тяги.
Такое отставание может происходить от попадания между остряком и рамным рельсом грязи обледененного снега, щебня и т.д.
Опасно при противошерстном движении, т.к. возможен удар гребня в остряк, что вызовет сход колесной пары с рельса.
4. Выкрашивание остряка допускается не более:
главные пути - 200мм
приемоотправочные - 300мм
прочие станционные - 400мм
Опасно при противошерстком движении, т.к. возможно набегание гребня сверху остряка и сход колесной пары с рельс.
5. Понижение остряка от уровня рамного рельса на 2мм и более. Измеряется в сечении, где ширина головки остряка поверху 50мм и более.
Опасно при пошерстном движении и значительном прокате колеса, т.к. колесо может не подняться на рамный рельс, двигаясь по остряку сойти с рельс.
Рисунок
6. Запрещаются трещины или изломы в любой части стрелочного перевода.
7. Расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью контррельса менее 1474мм или расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435мм.
Рисунок
8. Запрещается разрыв одного из контррельсовых болтов.
В этом случае нагрузка на оставшиеся болты увеличивается и они могут быть «отпущены» или разорваны. Контррельс не будет обеспечивать нужное направление колесных пар по стрелочному переводу.
9. Вертикальный износ рамных рельсов, остряков, усовиков и сердечников
крестовины (в сечении 40мм) не должен превышать:
- на стрелочных переводах типа Р 65, по которым следуют пассажирские
поезда со скоростью 121-140 км/ч.
- рамные рельсы, усовики, сердечники крестовин – 5мм;
- грузовые поезда при V =81: 90 км/ч
- рамные рельсы, остряки – 8мм
- усовики, сердечники крестовин – 6мм