Всероссийская ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2012/2013. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.
Фамилия, имя__________________________________________ Класс ____________________
Задание 1. Выполните тест. Ответ занесите в таблицу.
1.1. К тоталитарному режиму можно отнести следующую основу взаимоотношения власти с обществом:
а) гражданам запрещено все, что фактически не разрешено властью;
б) гражданам запрещено все, что не разрешено законом;
в) гражданам разрешено все, что не запрещается законом;
г) органам власти разрешено только то, что предусмотрено законом.
1.2. К невербальному общению относятся:
а) беседа по телефону;
б) подбадривающая улыбка;
в) общение посредством СМС;
г) диалог драматических персонажей;
1.3.К произведениям массовой культуре относится:
а) рекламный ролик;
б) самодеятельная песня;
в) древнерусская былина;
г) оперная партитура.
1.4. Какую из перечисленных ниже функций не должно выполнять государство в рыночной экономике:
а) обеспечение правовой основы экономической деятельности;
б) поддержка незащищенных слоев населения;
в) установления максимально допустимых объемов производства для частных фирм и контроль за выполнением этих требований;
г) выпуск в обращение денежных знаков.
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 |
Задание 2. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже, объединяющее их. (Оно может быть выражено одним словом или словосочетанием).
2.1.Питание, безопасность, общение, достижение власти, творчество.
Ответ _______________________________________________________________________________
2.2. Зарплата, рента, алименты, гонорар.
Ответ _______________________________________________________________________________
Задание 3. Заполните пропуск в ряду.
3.1. Буддизм, ________________________________________, ислам.
3.2. Неолитическая революция (появление земледелия и скотоводства) – возникновение аграрного общества; ________________________________________ – возникновение индустриального общества; научно-техническая революция – возникновение постиндустриального общества.
Задание 4. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.
4.1.Пол, возраст, профессия.
Ответ _______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4.2.Нехватка калорийного и рационального питания; истощение разрабатываемых месторождений угля, нефти, газа; нестабильность политической ситуации в ряде стран; значительный прирост населения Земли, опережающий рост экономического благосостояния.
Ответ _______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Задание 5. Найдите в приведенных перечнях признаки названных понятий и выпишите их буквенные обозначения.
5.1. Понятие «культура»:
а) она немыслима без человека, он ее создал;
б) она есть часть природы;
в) она направлена на создание и сохранение ценностей;
г) ее освоение предполагает научение, позволяющее пользоваться вещами так, как это было задумано их создателями;
д) она всегда материальна, вещественна;
е) возникает вместе с появлением государства;
ж) она - совокупный духовный опыт человечества.
Ответ ___________________________________________________
5.2. Понятие «мораль»:
а) изменяется вместе с развитием общества
б) отражает базовые общественные ценности
в) содержит четкие и однозначные предписания
г) нарушение ее норм ведет к наложению санкций со стороны государства
д) формируется в результате воспитания
е) направлена на снижение конфликтности в обществе
ж) всегда основана на религиозных представлениях
Ответ ___________________________________________________
Задание 6. Найдите и выпишите порядковые номера общественных явлений, относящихся к: а) форме правления, б) политическому режиму, в) государственному устройству.
1. Территориальное единство государства
2. Соблюдение прав и свобод человека
3. Политический плюрализм
4. Передача власти главы государства по наследству
5. Наличие системы сдержек и противовесов
6. Отсутствие разделения властных полномочий между центральной властью и регионами властью
7. Всеобщие выборы законодательного органа власти при тайном голосовании
8. Власть и личность связывают партнерские отношения
9. Формирование органов власти находится в компетенции главы государства
10. Наличие у регионов органов законодательной власти
а | б | в |
Задание 7. Проанализируйте данное высказывание и ответьте на поставленные к нему вопросы.
«Впервые в человеческой истории все может быть сделано где угодно и продано кому угодно». (Л. Туроу)
А. Иллюстрацией какого мирового процесса служат слова экономиста?
Ответ ______________________________________________________________________________
Б. Дайте определение этому процессу.
Ответ ______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 8. Решите правовые задачи.
8.1.Игорь привлечен к уголовной ответственности по статье, предусматривающей возможность конфискации имущества. В связи с этим на имущество Игоря был наложен арест. Игорь проживает вместе с матерью, поэтому при составлении описи арестованного имущества в нее были внесены и вещи, принадлежащие его матери. 1)Какое право матери Игоря нарушено в данном случае?_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2)Какие действия она может предпринять для защиты своего права?____________________
____________________________________________________________________________________
8.2. В отдел кадров кондитерской фабрики обратился 13-летний Андрей. Он подал заявление с просьбой принять его на работу в свободное от учебы время. Родители Андрея согласны, чтобы их сын работал. Будет ли в данном случае подросток принят на работу? Свой ответ поясните.
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 9. Решите обществоведческий кроссворд.
По горизонтали: 1. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. 3. Единичный представитель человеческого рода. 5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям. 8. добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость. 9. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг. 11. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера 12. Элемент социальной структуры 13. Доход, не связанный с предпринимательской деятельностью По вертикали: 2. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении. 4.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания. 6. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли акционерного общества . 7. Человек, находящийся вне своей социальной группы. 10. Сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности. |
Задание 10. Перед вами диаграмма, составленная по данным опроса, проведенного ВЦИОМом в сентябре 2005 г. Проанализируйте их и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм.
10.1. Чем старше люди, тем менее они склонны доверять друг другу.
10.2. Большинство людей не склонны доверять друг другу в принципе.
10.3. Самыми недоверчивыми являются люди, чье поколение окончило школу в конце 70-х – первой половине 80-х гг. прошлого столетия.
Ответы.
13.1. ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. 2. ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.3. ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11. Уважаемые участники! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей и писателей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными. Ваша работа будет оцениваться жюри по следующим критериям: