Особенности российской реформы школьного математического образования конца 19 в. - начала 20 в.

Модернизация математического образования

Международное движение за реформу школьного математического образования конца 19 в. - начала 20 в.

Основной причиной движения за реформу школьного математического образования конца 19 в. - начала 20 в. (до 1914 г.) стало несоответствие содержания образования требованиям науки и жизни того времени. Начало 20 в. ознаменовалось широким международным движением за реформу, охватившим все развитые страны (Россию, Францию, Германию, Англию и др.). В 1907/08 уч. году в Геттингенском университете Ф.Клейн прочитал свои знаменитые лекции, призванные содействовать реформе (изданы в русском переводе под названием «Элементарная математика с точки зрения высшей» /в 2 кн.- М.: Наука, 1987).

Развитие национальных реформистских движений побудило IV Международный конгресс математиков, проходивший в 1908 году в Риме, создать международную комиссию для изучения преподавания математики в средних школах разных стан с целью реформирования. Президентом Центрального комитета этой комиссии стал проф. Ф.Клейн. Международная комиссия провела свои конференции в Брюсселе (1910), Милане (1911), На V Международном конгрессе математиков в Кембридже (1912) и в Париже (1914).

Международной комиссией был собран и издан обширный и ценный материал о постановке и проблемах преподавания математики в разных странах. Начавшаяся в 1914 году мировая война приостановила работу комиссии, поэтому вторая важная ее задача – выработка проекта реформы математического образования – осталась невыполненной.

Особенности российской реформы школьного математического образования конца 19 в. - начала 20 в.

Одной из самых содержательных реформ начала 20 в. была российская, которая наметилась в период Всероссийских съездов преподавателей математики (1-й – 1911 г., 2-й – 1913 г., велась подготовка по проведению 3-го на рождественских каникулах 1917/18 учеб. года). Реформа явилась творе­нием большого коллектива опытных, талантливых ма­тематиков, педагогов и ученых. Материалы Всероссий­ских съездов преподавателей математики наиболее пол­но раскрывают идейное содержание российской реформы. Укажем основные из этих идей:

— связь обучения с жизнью, устранение отрыва школьного курса математики от требований жизни;

— сближение школьного курса математики с матема­тической наукой, доступное введение в этот курс важ­нейших идей современной математики, в частности идеи функциональной зависимости;

— обеспечение преемственности между курсами ма­тематики средней и высшей школ, подлинное, а не фор­мальное согласование их программ;

— введение в курс всех типов средней школы эле­ментов высшей математики (основ аналитической гео­метрии и начал математического анализа), обмен пер­вым опытом их преподавания в реальных училищах и кадетских корпусах;

— разделение курса математики в старших классах па несколько ветвей с различными программами по ма­тематике (идея фуркации) с целью лучшего удовлетво­рения индивидуальных запросов учащихся и более эф­фективного развития их способностей, в частности мате­матических. Это должно способствовать воспитанию юных талантов, наилучшей подготовке к обучению в высших учебных заведениях и к практической работе;

— введение в курс средней школы элементов теории вероятностей с приложениями в статистике;

— сближение между собой различных математиче­ских предметов и математики с другими предметами ес­тественного цикла (идея фузионизма);

— приведение методов преподавания в соответствие с психологическими особенностями возраста учащихся, концентрическое построение программы, выделение пропедевтических курсов с конкретно-индуктивным методом обучения;

— широкое применение лабораторного, генетического и других новых методов в обучении математике;

— внедрение выводов экспериментальной психологии о необходимости активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, широкое использо­вание различных форм их самостоятельной работы на уроках математики;

— пересмотр целей обучения математике в школе в соответствии с требованиями времени, признание важно­сти «материальной» цели наряду с «формальной»;

— сообщение на уроках сведений из истории матема­тики, использование в процессе обучения отдельных эта­пов исторического пути развития математических зна­ний;

— методическое усовершенствование систематическо­го курса арифметики путем изменения традиционного порядка изучения дробей и выдвижения на первый план изучения десятичных дробей;

— упрощение и усовершенствование начального кур­са арифметики (отказ от надуманных определений по­нятий, от ряда искусственных приемов решения задач, от слишком сложных и трудных задач, широкое применение иллюстративного дидактического материала, измерений, выполняемых учащимися на уроке, и т. д.);

— введение в курс средней школы приближенных и сокращенных вычислений;

— разнообразное использование графиков и графи­ческого метода в школьном курсе;

— раннее интенсивное развитие интуиции простран­ства, введение начального курса наглядной геометрии в младших классах;

— использование идеи движения и геометрических преобразований в систематическом курсе геометрии;

— знакомство старшеклассников с неевклидовой гео­метрией.

Сразу после революции 1917 года в течение 20-х годов прогрессивное наследие российского движения за реформу нашло достаточно полное отражение в преподавании математики. В программах для 9-летней школы по математике содержались элементы аналитической геометрии, анализа и теории вероятностей. Были переизданы хорошие дореволюционные реформистские учебники. Однако с конца 20-х годов вводится в школе «комплексная система обучения», а затем «метод проектов», что растворило математический учебный материал в общих комплексах сведений о природе, обществе, родине, доме и т.д. и не обеспечивало систематических знаний по математике.

В 30-х годах комплексно-проектная система заменена раздельным систематическим изучением учебных дисциплин. Однако в программе по математике были опущены основы высшей математики и некоторые другие прогрессивные элементы реформистского наследия.