Методы стимулирования

Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщи­ки быков и мулов для понукания ленивых животных. Как видим, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Прямое и непосредственное назначение стимулов — ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия.

С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Педагогика XX века обратила внимание на еще один весьма действенный, хотя и не новый метод стимулирования — со­ревнование.

Поощрениеможно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников.Оно закрепляет положитель­ные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает от­ветственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставле­ние почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.

Одобрение простейший вид поощрения. Одобрение вос­питатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учи­телями или родителями. Поощрение вниманием возможно при внимательном отношении к успехам и неудачам воспитанни­ков, переживании вместе с нами горя и радости. Уважение, доверие вселяют уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Поощрения более высокого уровня - благодарности, на­граждения и т.д. — вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам или коллективу длительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимули­рования и связанные с ним переживания.

Несмотря на кажущуюся простоту, метод поощрения тре­бует тщательной дозировки и известной осторожности. Дли­тельный опыт использования метода показывает, что неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию.

Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы пове­дение воспитанника мотивировалось и направлялось не стрем­лением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.

1. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива. Поэтому поощрения заслужи­вают не только ребята, добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного к нему отношения. Надо поощрять тех, кто проявлял высокие нравственные качества — трудолюбие, ответствен­ность, отзывчивость, помогая другим, хотя и не добился выдающихся личных успехов.

2.Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы — кому сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям, месту в коллективе и не быть слишком частым. Выбирая поощрения, важно найти меру, достойную воспитанника. Не­умеренные похвалы приводят к . зазнайству. Поощряя, учитывайте мнение коллектива.

3. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества учеников, воспитатель вселяет в них уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятель­ность, желание преодолеть трудности'. Воспитанник, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.

4. Пожалуй, главное в нынешнем школьном воспитании — соблюдать справедливость. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с воспитанниками.

 

Соревнование. Соревнование — это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Детям, подросткам, юношам в высшей степе­ни присуще стремление к соперничеству, приоритету, первен­ству. Утверждение себя среди окружающих — врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты соревнования прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус человека в коллективе.

В чем только не соревнуются дети: кто дальше плюнет и кто получит больше двоек, кто вынудит учительницу поки­нуть класс и кто выдержит удар тока. Сравнительно меньше школьники соревнуются в благовидных поступках — о сти­хийных состязаниях в аккуратности, опрятности, вежливости, честности мы что-то не слышим.

Организация соревнования — трудное дело, требующее знания психологии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований, среди которых отметим следующие.

1. Организация соревнования - основа его эффективнос­ти. Определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть доста­точно трудным, увлекательным. Кроме того, пункты соревно­вания нужно сделать конкретными, чтобы результаты их выполнения можно было оценить и сравнить. Критерии оценок должны быть простыми и понятными для всех участников. Механизм подведения итогов и определения победителей лучще сделать наглядным.

Должны быть установлены направленность и содержа­ние соревнования.

Существенную роль играет показ результатов соревнова­ния. Формы учета и показа итогов соревнования надо приме­нять простые и наглядные, больше использовать для этого новые информационные системы на базе ЭВМ.

Эффективность соревнования значительно повышается, когда его цели и задачи, условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победите­лей. Педагог не просто «регистрирует» события, он направля­ет инициативу воспитанников, поправляя, где нужно, их неумелые действия.