Методы организации деятельности

Упражнения.В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Точно так же невозможно сформиро­вать требуемый тип поведения, не привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности. Способом привлечения к деятельности становится упражнение — прак­тический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведений их до автоматизма.

Результат упражнений — устойчивые качества личности — навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль.

« Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К. Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Многочисленные трудности, которые можно одолеть лишь привычкой, задерживали бы человека на каждом шагу. Привычка освобождает разум и волю для новой работы. Вот почему то воспитание, которое выпускает из поля зрения формирование полезных привычек и заботится лишь об ум­ственном развитии, лишает это развитие крепчайшей опоры.»

Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий: 1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) до­ступности и посильности упражнений; 4) объема; 5) частоты повторений; 6) контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения упражнений; 9) сочетания индивидуальных, групповых и кол­лективных форм упражнений; 10) мотивации и стимулирова­ний упражнений.

Планируя систему упражнений, воспитателю надо предус­мотреть, какие навыки и привычки будут вырабатываться. Адекватность упражнений спроецированному поведению — еще одно важное условие педагогической эффективности этого метода. Воспитание должно вырабатывать жизненно необхо­димые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, задаются реальными ситуациями.

 

Требование — это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызыва­ют, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требованияхарактерны определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решитель­ном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

Косвенное требование(совет, просьба, намек, доверие, одоб­рение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются такие.

Требование-совет.Это апелляция к сознанию воспитанни­ка, убеждение его в целесообразности, полезности, необ­ходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

Требование в игровом оформлении(требование-игра). Опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними неза­метно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства.

Среди косвенных требований выделяется и требование дове­рием.Когда между воспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон. В ряде случаев эф­фективным оказывается требование-просьба.В хорошо орга­низованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребимых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками. Сама просьба — форма проявления сотрудни­чества, взаимного доверия и уважения. К этой форме близка следующая — требование-намек.Она успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование. Существует и требование-одобрение.Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул. В практике мастеров педагогического труда одобрение принима­ет различные, но всегда целесообразные формы.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивныеи негативные требования. Пря­мые приказания большей частью негативны, так как почти всегда, вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопро­тивлении.

Одно из главных условий эффективности данного мето­да—чувство меры:

Приучение— это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все ка­зарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Гуманистическая педагогика выступа­ет против жесткого приучения, противоречащего правам человека и напоминающего дрессировку, требует по возможности смягчения этого метода и использования его в комплексе с другими, прежде всего игровыми. Приучение плюс игра — влияние действенное и гуманное.

Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно оно на ранней стадии. Условия правильного применения приучения

1. Ясное представление о цели воспитания у самого воспи­тателя и его воспитанников. Если воспитатель плохо понима­ет, для чего он стремится прививать те или иные качества, будут ли они полезны человеку в жизни, если его воспитанни­ки не видят смысла в тех или иных действиях, то приучение возможно лишь на основе беспрекословного повиновения. Толка не будет, пока ребенок не поймет, что это ему необходимо.

2. Приучая, надо четко и ясно формулировать правило, но не давать казенно-бюрократические указания типа «Будь вежливым». «Люби свою родину» Лучше сказать примерно так: «Чтобы люди оценили твою неотразимую улыбку — вычисти зубы»; «У неряхи нет будущего: грязные уши отпуги­вают людей»; «Приветствуй соседа — и он будет вежлив с то­бой.».

3. На каждый отрезок времени должен быть выделен опти­мальный объем действий, посильных для воспитанников. Для выработки привычки необходимо время, торопливость здесь не приближает, а отдаляет цель. Вначале надо позаботиться о точности выполнения действий и лишь затем — о быстроте.

4. Показывайте, как выполняются действия, какие резуль­таты. Сравните грязные и вычищенные ботинки, отутюжен­ные и мятые брюки, но гак, чтобы, это сравнение вызвало отклик в душе воспитанника, заставило его устыдиться своей невоспитанности и вызвало желание от нее избавиться.

 

5. Лучше использовать последовательно-параллельную схему приучений. Если воспитывать качества личности после­довательно — одно за другим, то это потребует очень много времени. Но нельзя сразу параллельно формировать все качества. Определите, какие качества органично сочетаются между собой, наметьте труппы качеств, в которых уже сфор­мированные качества облегчают воспитание новых нужных черт.

6. Приучение требует постоянного контроля. Контроль должен быть благожелательным, заинтересованным, но неослабным и строгим, обязательно сочетаться с самоконтро­лем.

7. Значительный педагогический эффект дает приучение в
игровой форме.
Ребенок добровольно выполняет определен­
ные правила поведения без всяких указаний со стороны.

Хорошие результаты даст метод поручений.С помощью поручений школьников приучают к положительным поступ­кам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки дл подшефного детского садика; украсить к праздни­ку классную комнату и т.д. Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности, и т.п. Причем не нужно в деталях объяснять, как выполнять поручения, особенно старшим ребятам..

Метод воспитывающих ситуаций - организация деятельности и поведения воспитанни­ков в специально созданных условиях.

-Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспита­тель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Такие ситуации школьная жизнь преподносит на каждом шагу.

Немалую роль для успешного использования метода играетнеожиданность. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к сопротивлению и, если действия для него неожиданны, в большинстве случаев принимает его позицию. Нарушителей разоружают великоду­шие, доброта, но при единственном и важном условии: они должны быть правильно поняты именно как гуманные действия, а не проявления слабости, неуверенности.